Яндекс Метрика
Обучение детей с СДВГ: что нужно учитывать родителям и педагогам, советы как учить ребёнка с СДВГ
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как учить ребёнка с СДВГ?

04.02.2025

Детей с синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) с каждым годом становится всё больше. Сейчас, по различным оценкам, около 10% всех учеников в школе имеют диагноз СДВГ. Поэтому обучение детей с СДВГ – актуальная проблема не только для многих родителей, но и учителей.

Для того чтобы грамотно помочь ребёнку с данным синдромом, нужно в первую очередь понимать причину СДВГ. Практика работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что одной из причин проявления СДВГ является рассогласованность в работе полушарий мозга, а также отставание в развитии мозговых структур, которые отвечают за поведение и контроль внимания. К тому же при СДВГ в мозге наблюдается недостаточная выработка дофамина и норадреналина, что также приводит к нарушениям нейронных связей в зонах, которые ответственны за внимание, концентрацию и принятие решений. Эти нарушения и вызывают типичные проблемы у детей с СДВГ в школе:

  • избыточная подвижность;
  • сложности с концентрацией внимания даже на короткий период времени;
  • невнимательность и отвлекаемость;
  • неприемлемая реакция на отвлекающие факторы;
  • трудности с контролем эмоций, соблюдением временных ограничений, подготовкой домашних заданий;
  • неразборчивый и неаккуратный почерк;
  • нарушение личных границ;
  • неспособность самостоятельно выстроить и выполнить программу действий.

Обучение детей с СДВГ

Многие техники и методы обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) учитывают эти особенности. Учителя стараются объяснять задания несколько раз, дают чёткие и конкретные инструкции, предоставляют больше времени на обдумывание и так далее. Однако в большинстве случаев эти методы направлены лишь на то, чтобы облегчить взаимодействие с учениками с СДВГ, а не на решение основной проблемы.

Чтобы эффективно обучать ребёнка с СДВГ, необходимо учитывать специфику работы его мозга. Для построения системы обучения важно обеспечить правильную стимуляцию мозга, чтобы закрепить доминирование левого полушария.

Общие рекомендации по преодолению СДВГ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности возможно преодолеть с помощью педагогической коррекции. Для этого необходимо выполнять специальные психофизические упражнения, которые направлены на:

  • формирование в головном мозге новых нейронных связей;
  • преодоление рассогласованности в работе полушарий мозга с обязательным закреплением доминации левого полушария;
  • «остановку» тела, то есть ребёнка с СДВГ нужно учить контролировать и управлять своим телом;
  • развитие эмоционально-волевой сферы, так как важно научиться управлять своими эмоциями и контролировать эмоциональные реакции на возникающие трудности.

Обучение детей с СДВГ необходимо начинать с психофизических упражнений и графокоррекции, так как данный комплексный подход является базовым и помогает одновременно повысить согласованность в работе полушарий мозга, научиться контролировать своё тело и даже улучшить технику чтения и качество почерка.

Какие ещё упражнения нужно делать и как их правильно выполнять, изложено в «Методических рекомендациях по тренировкам для детей с трудностями в чтении и письме, дисграфией, дислексией и СДВГ», которые доступны в онлайн-клубе «Родительская Академия».

Особенности обучения детей с СДВГ

Для комфортного усвоения нового материала, поддержания ребёнка в ресурсном состоянии и сохранения его психоэмоционального здоровья также рекомендуется:

  1. Работать над повышением учебной мотивации и объяснять ребёнку, почему ему нужно прилагать усилия.
  2. Помочь ребёнку повысить уверенность в собственных силах и развивать у него такие навыки, как самостоятельность, самодисциплина и саморегуляция. Но один из самых главных навыков, который нужен абсолютно всем детям, – это сила воли.
  3. Установление чёткого и понятного для ребёнка режима дня. И этот список задач должен быть у него всегда перед глазами, чтобы ребёнок точно понимал, в какое время он делает уроки, а в какое – отдыхает.
  4. Включить в режим дня сеансы цветоимпульсной терапии на аппарате Меллон. Например, один из режимов работы «Перевозбудимость» как раз и предназначен для детей с гиперактивностью, повышенной эмоциональностью, импульсивным поведением. Аппарат рекомендуется использовать перед началом обучения ребёнка с СДВГ, что поможет ему успокоиться, быть более сосредоточенным на учебном задании. Пользоваться Меллоном можно 2-3 раза в день, например, перед школой и перед тем, как ребёнок начнёт делать домашнее задание, а также перед сном.
  5. Развивать крупную моторику, так как от неё зависит способность в течение длительного времени сохранять концентрацию внимания на уроках и спокойно сидеть за партой.
  6. Учить ребёнка распределять и переключать внимание.

Обучение детей с СДВГ в Родительской Академии

Успех в обучении детей с СДВГ во многом зависит от родителей, которые должны научиться поддерживать своего ребёнка в учебном процессе и уметь регулировать его поведение.

Как это сделать и с чего начать? Об этом можно узнать в онлайн-клубе «Родительская Академия», где эксперты по обучению и воспитанию детей с трудностями в учёбе на регулярной основе делятся полезными рекомендациями, показывают различные техники и методики, которые родители могут использовать самостоятельно в домашних условиях.