Дофаминовая зависимость у детей от социальных сетей, игр и в целом гаджетов – актуальная проблема для современного общества, что подтверждается печальной статистикой:
- Сервис «Где мои дети» в своих исследованиях указывает, что в среднем дети проводят в смартфонах 4,5-5 часов в день. А на выходных и каникулах такому времяпрепровождению они уделяют на 30-90 минут больше.
- «Лаборатория Касперского» отмечает, что чем старше дети, тем больше времени они «сидят» в телефонах. Так, если в возрасте 7-10 лет более четырёх часов в гаджетах проводит только около 12% детей, то для детей в возрасте 11-14 лет этот показатель составляет уже 31%.
Что же такое дофаминовая зависимость простыми словами?
Дофамин – это гормон, влияющий на настроение, память, мотивацию и движение человека. Его неофициальное название – «гормон счастья». Другими словами, если человек испытывает приятные эмоции или достигает какой-нибудь поставленной цели, то уровень дофамина повышается. Одновременно с этим у человека появляется чувство удовлетворения и желание повторить действие.
Важно! Дофамин бывает медленным и быстрым. Второй вид как раз и вызывает дофаминовую зависимость.
До широкого распространения гаджетов источником дофамина для детей и для взрослых служили занятия спортом и победы на соревнованиях, вкусная еда, достижение какой-либо поставленной цели. Всё это медленный дофамин, то есть для его получения требовалось много времени и приложение определённых усилий. Но и эффект от такой подзарядки «гормоном счастья» длился намного дольше.
Сейчас же основным поставщиком дофамина стали компьютерные игры и короткие видеоролики, а особенно опасен для детского мозга TikTok. Всё это приводит к выработке быстрого дофамина, который ребёнок получает без каких-либо усилий. К тому же игры и другие развлечения в смартфонах вызывают такой уровень удовольствия и радости, что классические источники дофаминовой зависимости просто меркнут на их фоне. Ребёнок начинает искать любые способы, чтобы как можно дольше играть, потому что он привыкает получать большие дозы дофамина и уже не может без них жить! Так и вырабатывается дофаминовая зависимость.
Внимание! В нормальных условиях дофамин помогает человеку достигать целей, работать над собой и получать удовольствие от жизни. Если же стимуляция дофаминовых рецепторов становится слишком частой и чрезмерной, а для выработки «гормона счастья» не прикладываются усилия, то это приводит к сбоям в контроле поведения и регуляции мотивации.
Например, вот так выглядит почерк подростка, который много времени проводит в интернете и, в частности, социальных сетях:
Также отметим, что специалисты дофаминовую зависимость предлагают уже рассматривать вместе с особыми состояниями психики и расстройств поведения, которые вызываются употреблением психоактивных веществ и стимуляторов гормонов удовольствия.
Как понять, что ребёнок зависит от гаджетов?
О наличии у ребёнка дофаминовой зависимости от телефона могут говорить следующие признаки:
- потеря интереса к реальной жизни;
- стремление любыми способами как можно больше времени проводить в телефоне;
- неустойчивое психоэмоциональное состояние, частые капризы, необоснованная агрессия;
- бессонница;
- потеря концентрации внимания, рассеянность;
- неспособность преодолевать трудности, отсутствие мотивации чего-либо добиваться;
- отказ от выполнения своих обязанностей;
- проблемы с почерком и выполнением письменных работ.
Также после получения быстрого дофамина обычно возникает т.н. «дофаминовая яма», которая проявляется в виде апатии, эмоционального упадка, депрессивного состояния.
В итоге при дофаминовой зависимости ребёнок постепенно превращается в инфантильную личность, которую ничего не интересует и которая ничего не хочет делать, кроме того, как часами просиживать в гаджете.
Более того, дофаминовая зависимость от телефона и социальных сетей приводит к:
- снижению успеваемости ребёнка в школе. У него возникают трудности с чтением, изложением своих мыслей в письменном виде, он начинает хуже воспринимать информацию на слух и отставать от темпа обучения в классе;
- постоянному нахождению в низком ресурсном состоянии, так как у детей просто нет энергии, чтобы учиться и тем более заниматься физическими упражнениями;
- появлению трудностей в общении в реальном мире. Дети предпочитают уйти в виртуальную реальность, где не нужно думать, как грамотно построить фразу, ведь достаточно отправить смайлик – и собеседник тебя поймёт.
Как избавиться от дофаминовой зависимости?
Очевидный ответ лежит на поверхности – не давать ребёнку гаджет или сократить до минимума время игр. Но, к сожалению, это правило часто не работает, потому что родители сами подают ребёнку дурной пример и не выпускают телефон из рук на протяжении всего дня. Поэтому в первую очередь родители должны начать с себя и научиться ограничено использовать телефон.
Например, на программах «Интеллектуальные выходные» и «Успешный Старт» Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе дети и родители настолько вовлечены в процесс работы над собой, что времени на телефон просто не остаётся. А многие дети после курса коррекции «Успешный Старт» сами отказываются от гаджетов и выбирают вместо них книги и физкультуру.
Для того чтобы избавиться от дофаминовой зависимости, также рекомендуется:
- организовать вместе с ребёнок чёткий распорядок дня, где есть время для учёбы и отдыха. О важности режима для ребёнка читайте здесь;
- обустройте ребёнку интеллектуальную комнату, чтобы сама обстановка мотивировала его учиться, а не играть;
- регулярно заниматься физкультурой и в первую очередь выполнять упражнения, направленные на активизацию работы мозга;
- приучить ребёнка к чтению, которое отлично развивает мозг и мотивирует ребёнка учиться.
Как самостоятельно помочь ребёнку избавиться от дофаминовой зависимости? В этом вам помогут наши материалы, мастер-классы и видеолекции, собранные в библиотеке «Родительской Академии», – онлайн-сообществе родителей, которые сами помогают своими детям с трудностями в обучении и нацелены на успех.