Под функциональной асимметрией полушарий головного мозга принято понимать неравнозначность функций левого и правого полушария в моторной, психической и сенсорной деятельности человека. Традиционно разделяют людей на левополушарных и правополушарных, то есть у одних доминирует левое полушарие, а у других – правое. Но есть также и третий тип людей, у которых нет чёткой доминации одного из полушарий.
Важно отметить, что асимметрия головного мозга не является постоянным и стабильным явлением. Это означает, что можно самостоятельно с помощью тренировок и занятий стимулировать большую активность одного или другого полушария.
В последнее время стала актуальной тенденция по развитию эмоционального интеллекта, где упор делается на стимулирование правого полушария мозга. Однако зачастую это происходит без принятия во внимание доминантного полушария, в результате чего человек получает не «супермозг», а различные психоэмоциональные проблемы и снижение своих когнитивных способностей.
Это связано с тем, что количество правополушарных людей от общей популяции составляет около 15%, а более 50% – это левополушарные. К остальным 35% относятся люди без чёткой доминации в работе мозга.
Данные цифры подтверждаются и результатами биометрических исследований, проводимых в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, где
- «Стратеги» – правополушарные люди;
- «Тактики» – левополушарные;
- «Тактики и Стратеги» – без доминации в работе мозга.
Важно! Без знания функциональной асимметрии полушарий головного мозга, то есть того, какое полушарие является доминантным, нельзя развивать эмоциональный интеллект. Потому что это может привести к рассогласованности в работе полушарий мозга, а рассогласованность – это одна из основных причин, почему многие люди, в том числе и школьники, испытывают проблемы с обучением и работой с информацией.

Более того, знать индивидуальную доминацию в работе полушарий мозга необходимо каждому человеку, потому что это влияет и на обучение, и на социализацию, и даже на профессиональную деятельность. Ориентируясь на доминирующее полушарие мозга ребёнка, становится возможным более грамотное выстраивание как процесса обучения, так и воспитания.
В чём разница в межполушарной асимметрии головного мозга?
Одно из ключевых отличий правополушарных людей от левополушарных заключается в разных познавательных подходах и в принципах работы с информацией.
Так, левополушарные люди больше склонны к обобщению, анализу и абстрагированию, а познавательные процессы носят преимущественно словесно-логический характер. Потому что именно левое полушарие у нас отвечает за логику, проведение операций с символами, условными знаками и словами.
Человек с такой асимметрией головного мозга обычно отличается обострённым чувством долга, исполнительностью, рациональностью мышления, принципиальностью и рассудительностью. Левополушарные индивиды способны хранить в памяти значительные объёмы информации, что помогает им в обучении и усвоении нового материала.
Для людей с доминирующим левым полушарием также свойственно:
- недостаточное проявление гибкости;
- отсутствие спонтанных решений;
- сдерживание эмоций, поэтому внешне они могут казаться скрытными и замкнутыми.
Правополушарная асимметрия головного мозга
У людей с доминантным правым полушарием преобладает конкретно-образный характер познавательных процессов. Они мыслят нестандартно, для них практически не существует никаких рамок и ограничений.
Благодаря активному правому полушарию человек лучше выполняет операции с образами, легко воспринимает пространственные связи между предметами. Правополушарность даёт человеку возможность как бы смотреть вглубь происходящего: он видит не только сам предмет, но и то, что происходит за ним.
Люди с доминантным правым полушарием лучше справляются с одновременным распознаванием большого числа связей, которые с логической точки зрения могут казаться противоречивыми. Индивиды с правой асимметрией головного мозга в жизни скорее пользуются интуитивным чутьём и эмоциональными порывами, чем строгими фактами и логическими доводами.
Для правополушарных людей характерна способность более тонко чувствовать и тяжело переживать различные жизненные ситуации. Они действуют по настроению и чаще застревают в своих эмоциях.
Что такое мозговая симметрия?
В отдельную группу людей входят «Тактики и Стратеги», то есть те, у кого мозг работает синхронно, без доминации одного из полушарий мозга.
Важно! «Тактики и Стратеги» в 100% случаях – это люди с дислексией развития, поэтому можно смело говорить о наличии дислексического типа мышления. В чём он проявляется и какие преимущества даёт – подробно изложено в этом материале.
Здесь же отметим, что люди без выраженной асимметрии головного мозга обладают большим интеллектуальным потенциалом по сравнению с чисто право- и левополушарными индивидами. Но это преимущество раскрывается только при регулярной поддержке согласованности (когерентности) в работе полушарий мозга. При этом важно обеспечить именно доминацию левого полушария мозга.
Люди с дислексическим типом мышления способны естественным образом удачно сочетать и логику, и чувства, потому что одна и та же проблема оценивается с логической и эмоциональной точек зрения. А это позволяет более объективно и прогрессивно смотреть на мир, оценивать собственные возможности.
Зная особенности психики и характер познавательных процессов у людей с разной асимметрией головного мозга, удаётся подобрать оптимальные подходы к их обучению и социализации. Именно знание о доминации одного из полушарий мозга даёт ключ к правильной мотивации человека на обучение, к созданию таких условий, в которых он поймёт, что образовательный процесс не является рутинным и скучным.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе предлагает уникальную услугу – биометрическое исследование, которое позволяет выявить природную доминацию в работе мозга. По итогам исследования выдаётся экспертное заключение, а также предоставляются практические рекомендации по обучению и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей функционирования мозга.
По результатам биометрии будет видно, в каких сферах человек может добиться наибольшего успеха, и становится понятно, в каких видах спорта он сможет лучше проявить себя.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.