Яндекс Метрика
Асимметрия полушарий головного мозга: что это такое и как от нее зависит обучение в школе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Асимметрия головного мозга: что нужно знать для успешного обучения в школе

19.06.2023

Под функциональной асимметрией полушарий головного мозга принято понимать неравнозначность функций левого и правого полушария в моторной, психической и сенсорной деятельности человека. Традиционно разделяют людей на левополушарных и правополушарных, то есть у одних доминирует левое полушарие, а у других – правое. Но есть также и третий тип людей, у которых нет чёткой доминации одного из полушарий.

Важно отметить, что асимметрия головного мозга не является постоянным и стабильным явлением. Это означает, что можно самостоятельно с помощью тренировок и занятий стимулировать большую активность одного или другого полушария.

В последнее время стала актуальной тенденция по развитию эмоционального интеллекта, где упор делается на стимулирование правого полушария мозга. Однако зачастую это происходит без принятия во внимание доминантного полушария, в результате чего человек получает не «супермозг», а различные психоэмоциональные проблемы и снижение своих когнитивных способностей.

Это связано с тем, что количество правополушарных людей от общей популяции составляет около 15%, а более 50% – это левополушарные. К остальным 35% относятся люди без чёткой доминации в работе мозга.

Данные цифры подтверждаются и результатами биометрических исследований, проводимых в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, где

  • «Стратеги» – правополушарные люди;
  • «Тактики» – левополушарные;
  • «Тактики и Стратеги» – без доминации в работе мозга.

Статистика по асимметрии полушарий головного мозга

Важно! Без знания функциональной асимметрии полушарий головного мозга, то есть того, какое полушарие является доминантным, нельзя развивать эмоциональный интеллект. Потому что это может привести к рассогласованности в работе полушарий мозга, а рассогласованность – это одна из основных причин, почему многие люди, в том числе и школьники, испытывают проблемы с обучением и работой с информацией.
Как проявляется асимметрия головного мозга

Более того, знать индивидуальную доминацию в работе полушарий мозга необходимо каждому человеку, потому что это влияет и на обучение, и на социализацию, и даже на профессиональную деятельность. Ориентируясь на доминирующее полушарие мозга ребёнка, становится возможным более грамотное выстраивание как процесса обучения, так и воспитания.

В чём разница в межполушарной асимметрии головного мозга?

Как проявляется асимметрия головного мозга

Одно из ключевых отличий правополушарных людей от левополушарных заключается в разных познавательных подходах и в принципах работы с информацией.

Так, левополушарные люди больше склонны к обобщению, анализу и абстрагированию, а познавательные процессы носят преимущественно словесно-логический характер. Потому что именно левое полушарие у нас отвечает за логику, проведение операций с символами, условными знаками и словами.

Человек с такой асимметрией головного мозга обычно отличается обострённым чувством долга, исполнительностью, рациональностью мышления, принципиальностью и рассудительностью. Левополушарные индивиды способны хранить в памяти значительные объёмы информации, что помогает им в обучении и усвоении нового материала.

Для людей с доминирующим левым полушарием также свойственно:

  • недостаточное проявление гибкости;
  • отсутствие спонтанных решений;
  • сдерживание эмоций, поэтому внешне они могут казаться скрытными и замкнутыми.

Правополушарная асимметрия головного мозга

У людей с доминантным правым полушарием преобладает конкретно-образный характер познавательных процессов. Они мыслят нестандартно, для них практически не существует никаких рамок и ограничений.

Благодаря активному правому полушарию человек лучше выполняет операции с образами, легко воспринимает пространственные связи между предметами. Правополушарность даёт человеку возможность как бы смотреть вглубь происходящего: он видит не только сам предмет, но и то, что происходит за ним.

Люди с доминантным правым полушарием лучше справляются с одновременным распознаванием большого числа связей, которые с логической точки зрения могут казаться противоречивыми. Индивиды с правой асимметрией головного мозга в жизни скорее пользуются интуитивным чутьём и эмоциональными порывами, чем строгими фактами и логическими доводами.

Для правополушарных людей характерна способность более тонко чувствовать и тяжело переживать различные жизненные ситуации. Они действуют по настроению и чаще застревают в своих эмоциях.

Что такое мозговая симметрия?

В отдельную группу людей входят «Тактики и Стратеги», то есть те, у кого мозг работает синхронно, без доминации одного из полушарий мозга.

Важно! «Тактики и Стратеги» в 100% случаях – это люди с дислексией развития, поэтому можно смело говорить о наличии дислексического типа мышления. В чём он проявляется и какие преимущества даёт – подробно изложено в этом материале.

Здесь же отметим, что люди без выраженной асимметрии головного мозга обладают большим интеллектуальным потенциалом по сравнению с чисто право- и левополушарными индивидами. Но это преимущество раскрывается только при регулярной поддержке согласованности (когерентности) в работе полушарий мозга. При этом важно обеспечить именно доминацию левого полушария мозга.

Люди с дислексическим типом мышления способны естественным образом удачно сочетать и логику, и чувства, потому что одна и та же проблема оценивается с логической и эмоциональной точек зрения. А это позволяет более объективно и прогрессивно смотреть на мир, оценивать собственные возможности.

Зная особенности психики и характер познавательных процессов у людей с разной асимметрией головного мозга, удаётся подобрать оптимальные подходы к их обучению и социализации. Именно знание о доминации одного из полушарий мозга даёт ключ к правильной мотивации человека на обучение, к созданию таких условий, в которых он поймёт, что образовательный процесс не является рутинным и скучным.

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе предлагает уникальную услугу – биометрическое исследование, которое позволяет выявить природную доминацию в работе мозга. По итогам исследования выдаётся экспертное заключение, а также предоставляются практические рекомендации по обучению и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей функционирования мозга.

По результатам биометрии будет видно, в каких сферах человек может добиться наибольшего успеха, и становится понятно, в каких видах спорта он сможет лучше проявить себя.