Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!..
Это стихотворение советского поэта Самуила Маршака очень точно описывает, как проявляется рассеянность в повседневной жизни, сколько она доставляет проблем самому человеку и окружающим.
Но рассеянность не приобретается по мере взросления (исключение составляют случаи, когда она становится следствием какой-то болезни): она обычно есть у человека с рождения. Это связано с тем, что рассеянность (в широком смысле слова) – органическое либо функциональное снижение способности к совершению сосредоточенной целенаправленной деятельности, с которым человек рождается.
Если смотреть на проблему в узком смысле, то рассеянность – это нарушение концентрации внимания, которая проявляется в невнимательности, несобранности и забывчивости.
В статье мы не будем рассматривать случаи, когда рассеянность возникает из-за переутомления, нехватки сна, физической усталости. Это всё частные случаи. Поговорим о постоянной рассеянности, то есть ситуациях, когда она присутствует всё время и реально мешает ребёнку жить и учиться.
Почему ребёнок – рассеянный?
Если у него нет никаких психических/психологических отклонений, у него абсолютно здоровый мозг, то причина рассеянности в большинстве случаев объясняется рассогласованностью в работе мозга, а точнее, слабостью функций левого полушария.
Другими словами, ребёнок рассеянный из-за того, что у него рассогласованность в работе мозга, что не дает ему сконцентрироваться на предмете или каком-то виде деятельности. И именно из-за этого у рассеянных детей часто проблемы с письмом: неровный, неаккуратный почерк, в тетрадях грязь и много исправлений, да и грамотность тоже сильно страдает. Ведь ребёнок просто не видит ошибкоопасные места, а когда проверяет за собой написанный текст, также не замечает ошибки, даже если они очень явные. Например, для рассеянного ребёнка вполне нормально пропустить такие ошибки: «декОбрь», «вИсна» и т.д.
Связана ли рассеянность и дислексия?
Нет, дислексия не является причиной рассеянности, так как память и внимание – это когнитивные способности, по-другому, познавательные. И за их работу отвечает именно левое полушарие. Когда же у ребёнка начинает доминировать левое полушарие, то повышается уровень его концентрации, а значит, уходит и рассеянность.
Что такое ошибкоопасные места, какой уровень грамотности на письме у ребёнка с дислексией, можно подробнее узнать из книги Татьяны Гогуадзе “Дислексия мозга. За гранью известного”.
Как обеспечить доминацию левого полушария мозга
Доминация именно этого полушария нужна не только для преодоления рассеянности, но и для:
- улучшения качества почерка;
- повышения уровня грамотности;
- решения многих психоэмоциональных проблем;
- формирования воли, повышения уровня дисциплинированности и ответственности за свои поступки.
Но дети, у которых левое полушарие доминирует над правым, в первую очередь значительно улучшают ситуацию с обучением, так как они начинают лучше писать и видеть места, где могут совершить ошибку.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для быстрого решения проблем с обучением, в том числе преодолением рассеянности, дислексических трудностей в письме и чтении, повышения качества почерка применяются авторские методики.
Базовая методика – графокоррекция, которая позволяет улучшить качество письма без прописей и повысить грамотность в короткие сроки без репетиторов! Более того, графокоррекция помогает решить различные психоэмоциональные проблемы и сформировать согласованность в работе полушарий мозга, благодаря чему и происходит кардинальное преображение ребёнка.
Уже после 3-х занятий по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе родители отмечают, что ребёнок стал более собранным и аккуратным, чувствует своё пространство, проявляет интерес к часам, соблюдает режим дня, выполняет домашние обязанности.
И никакого чуда в этом нет: так работает мозг, который нужно правильно стимулировать!
В раннем возрасте ребёнка обязательно читайте ему произведения классиков – Н.Носова, С.Маршака, А.Барто, С.Михалкова, В.Сутеева и др. Их герои сталкиваются с теми же проблемами, что и любой ребёнок. Поэтому через художественную литературу будет идти формирование характера, волевых способностей, привитие тех качеств, которые делают из человека личность.
Чтобы понять, в чём истинные причины рассеянности, проблемы с обучением, есть ли у ребёнка дислексия развития, мы рекомендуем пройти биометрическое исследование.
А синхронизировать работу мозга можно с помощью простых, но эффективных физических упражнений, которые представлены в общем доступе на канале учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе на Яндекс.Дзен. Тогда и вопросов о рассеянности не будет!