Яндекс Метрика
КЕЙС ученика 2 класса. Миша Чернов, г. Сочи.. Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

КЕЙС ученика 2 класса. Миша Чернов, г. Сочи.

19.02.2019

Обучение по генотипу. МЕТОД Татьяны ГОГУАДЗЕ.

КЕЙС ученика 2 класса Миши Чернова, г. Сочи. 
2018 – 2019 учебный год.

Семья Миши обратилась за специальной помощью к учителю-дефектологу Татьяне Валерьевне Гогуадзе в сентябре 2018 года. Проблемы ребёнка на момент обращения были следующие.

Программу первого класса Миша освоил неплохо со слов мамы. В жалобах было отмечено только медленное чтение у Михаила, но уже в сентябре во 2-ом классе стало ясно, что по русскому языку очень плохо идёт обучение и основная проблема с диктантами: не успевает за темпом в классе, очень много ошибок и часто вообще не разобрать, что он написал.

Уже на первом приёме в рамках диагностики стало понятно, что основная проблема ребёнка в следующем: высокая психоэмоциональная неустойчивость, низкая выносливость к монотонному труду, выраженные моторные трудности по причине неправильно сформированной нейродинамики мозга в процессе письма и чтения. Для легкого и комфортного письма и чтения требуется следующая устойчиво сформированная нейродинамика в работе мозга: слева направо и снизу вверх, потому что мы так пишем и читаем.

Родителям ребёнка было очень наглядно видно, как при выполнении графических тестов Миша вёл все линии наоборот: справа налево и снизу вверх. То есть его мозг работал с точностью до наоборот, что и привело к невозможности эффективно повышать скорость чтения и резкому снижению качества письма при требовании писать быстрее, чтобы успевать за темпом в классе. Анализ качества написания самих букв и их соединений в словах, а так же написание цифр показал, что Миша буквы и цифры не писал, а рисовал, и многие из них в своём исполнении были неверно сформированы в последовательности написания. Так, например, многие цифры и буквы писались снизу вверх, было много обводов по написанному.

*******************
Хочу обратить внимание родителей, что письмо по написанному и обводы элементов букв и цифр приводят к застреваемости на письме и, тем самым, не позволяют повышать скорость письма и чтения. Ребёнок как бы застревает на одном месте и не может переключиться на новый элемент письма, а в чтении на новую артикуляцию. Именно по этой причине у современных детей сегодня всё чаще встречается раннее не столь выраженная проблема в чтении как некоторое подобие «мычанию». Ребёнок ищет новую артикуляцию и отсутствие точной, чёткой переключаемости в работе артикуляционного аппарата провоцирует такое издавание непонятных звуков. Мамы часто думают, что ребёнок думает над тем, что ему дальше читать или писать или вспоминает, а на самом деле страдает нейродинамика процессов чтения и письма – он просто не может переключиться на новое движение. Это очень наглядно видно при выполнении графокоррекции, когда ребёнок чертит линию на одном месте – застревает – может даже до дыр чертить. Вот откуда у ребёнка грязь и частые прорывы тетрадных листов во время письма.

В тексте кейса Миши, ученика 2-го класса, позволила себе немного подробнее остановиться на описании особенностей выявления первопричин трудностей при формировании навыков чтения и письма у современных школьников. Эти находки в диагностике являются чисто авторскими и принадлежать мне, учителю-дефектологу Гогуадзе Татьяне Валерьевне. Именно по этой причине родители с восторгом ясности часто отмечают, что теперь им понятно в чём причина, почему им раньше никто этого не показал. Более того, считаю нужным именно сейчас отметить, что такая застреваемость, т.е. выраженные трудности переключения и провоцирует у ребёнка различного рода невротические реакции на чтение и письмо. От одной только мысли, что сейчас придётся читать и писать ребёнок впадает в истерики или в слёзы. Более устойчивые дети в психоэмоциональном плане просто избегают чтения и письма, всячески оттягивая время для занятий по выполнению домашнего задания.

******************

Возвращаясь к кейсу Михаила, ученика 2-го класса, хочу отметить, что диагностика по узорам 10 пальцев рук показала, что по генотипу Миша правополушарный мальчик. ДИСЛЕКСИЯ РАЗВИТИЯ ПОДТВЕРДИЛАСЬ, наш Миша - дислексик! И в своей природе интеллекта имеет отличные ассоциативные способности и хороший уровень аналитических способностей. Таким образом, мы получили объективное доказательство высоких интеллектуальных способностей ребёнка, а значит и объективный благоприятный прогноз на выход из проблем с чтением и письмом. Огромным плюсом для семьи и самого Миши явилось и то, что семья обратилась за помощью на ранней стадии проявления проблем с обучением у Миши.

По результатам диагностики родители и сам Миша получили практические рекомендации по выходу из проблемы, все участники на практике наглядно увидели, что является истинной причиной проблем с техникой чтения и письма. Были показаны приёмы самокоррекции и самопомощи при дислексии, которые семья готова была выполнять самостоятельно, чтобы сразу начать подготовку ребёнка к нагрузкам в коррекционной программе, старт которой был назначен на 29 октября 2018 года.

Ровно месяц был дан на подготовку и 29 октября Миша с родителями и своей младшей сестрой, которой на дату проведения программы было 5, 5 лет, приехал на программу «Успешный Старт» к Татьяне Валерьевне Гогуадзе в её школу в Сочи.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

Коррекционная программа для Миши была построена с учётом его генотипа и отличной координированности, которая позволяет быстро и легко усваивать сложные движения, красиво двигаться, выполнять сложную работу. А значит, мы имеем отличный прогноз на выход из моторных трудностей в более короткие сроки. Но всё усугубляла высокая психоэмоциональная дестабильность Миши и импульсивность реакций на трудности при выполнении физических упражнений для тела и во время выполнения графокоррекции.

Также в коррекционной программе Татьяны Гогуадзе учитывается генетическая особенность ребёнка - его природная выносливость. У Михаила по результатам диагностики она определилась как удовлетворительная, что и затрудняло обучающий процесс ребёнка, так как удовлетворительная выносливость не позволяет длительное время выполнять монотонную и однообразную работу, но всем известно, что без длительных тренировок навыки не формируются.

Именно низкой выносливостью и объяснялись теперь поведенческие особенности учебного поведения Михаила в коррекционной программе: отказ от выполнения упражнений, «отлынивание» и нытье, постоянная жалость к себе и жалобы на боль в разных местах. Но несмотря на это, в программе для Михаила основной упор был сделан на физические упражнения, формирование речевого дыхания, которое должно в своих ритмах поддерживать правильную технику физических упражнений и плавность моторики тела. Особое внимание в работе с Мишей было уделено формированию переключаемости на физическом уровне, а именно через активную работу с телом. Много сил потребовалось на отработку упражнения «Тучка-Солнышко», которое формирует навык переключаемости в руках и упражнение «Качели». Очень доступное и супер эффективное упражнение «Качели», суть которого очень проста: стой и качайся, перекатываясь с пяточек на носочки. Но как же трудно даётся это упражнение современным детям, а ведь именно упражнение «Качели» активизирует и тренирует подвижность стопы, переключаемость и плавность движений всего тела, делая не только ноги, но и психику ребёнка более сильной и стрессоустойчивой к нагрузкам для всего тела.

В коррекционной программе Михаила было много упражнений на развитие силы и координации его физического тела, рук, ног; отрабатывалась координированность движений, переключаемость, плавность телодвижений и вместе с этим тренировалась выносливость к монотонному труду.

Уже на второй неделе занятий в коррекционной программе учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе Михаил демонстрировал значительное улучшение учебного поведения. За это время у Михаила значительно повысился контроль над своим эмоциональным состоянием во время учебных занятий.

Ради справедливости надо сказать, что столь значительных успехов в коррекции Михаил добился благодаря своей маме, которая активно участвовала в занятиях и методично следовала всем рекомендациям Татьяны Гогуадзе.