В Интернете очень много картинок и даже сайтов, которые показывают, как дислексики видят текст (с примером можно ознакомиться
Но возникает закономерный вопрос, если бы дислексики видели так информацию на самом деле, то как бы они могли вообще читать? Любой дислексик, несмотря на степень тяжесть дислексии, всё равно может читать. Да, он будет делать это медленно, с ошибками, но главное, что он читает!
Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что у дислексиков прыгают не строчки или отдельные буквы – у них прыгает взгляд. Другими словами, им крайне сложно сконцентрироваться на предложении: дислексики не видят текст целиком и им трудно следить глазами по строчке.
Ещё один важный момент, о котором говорят сами дислексики, – это образность восприятия текста. Да, у них возникают образы слов, из-за чего мозг, увидев первые 2-3 буквы слова, их просто додумывает. И это происходит постоянно! Это проявляется как угадывающее чтение. Ребёнок не читает что написано, а угадывает по первым буквам, при этом может даже полностью игнорировать тот факт, что получается полная бессмыслица. Ведь главное – читать! Именно так и заявляет ребёнок, подросток или даже взрослый с дислексией: “Но я же читаю!”
Конечно же, основной проблемой при угадывающем чтении является трудность пересказа или заучивания текста. Потому что прочитал, но ничего не понял.
Вот что говорят сами дислексики о том, как они читают и видят текст:
Рекомендуем также к обязательному просмотру программу Андрея Малахова
Предлагаем также познакомиться с отзывом одного из подписчиков канала Татьяны Гогуадзе на Яндекс.Дзен, в котором он очень точно и правильно расписал, как читают дислексики.
Обратили внимание на фразу, что «с годами проблема изменяется, начитанность становится выше, скорость чтения становится нормальной»? Это действительно так, но только если дислексик сам себя заставляет концентрироваться на тексте, прилагает все свои усилия для понимания текста, который он читает.
Дело в том, что для дислексика чтение – это произвольное, а не автоматическое действие. Ему нужно к нему готовиться, настраивать себя, концентрироваться. Только тогда можно будет говорить об относительно успешном чтении. Но, как правило, таких усилий хватает на несколько страниц, абзацев или даже предложений – всё зависит от индивидуальных особенностей дислексика. Дальше же наступает ступор, так как мозг перегружается и человек уже не может продолжать чтение.
Как научить читать дислексика?
При отсутствии у ребёнка или даже взрослого дислексика каких-либо умственных или психических отклонений, для нормального чтения достаточно только педагогических методов.
Именно так работает Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе – мы помогаем детям уверенно освоить навыки чтения и письма без медицинской помощи, логопедов и психологов. Все наши программы основаны исключительно на педагогических методах и выполнении специальных физических упражнений, которые направлены на стимуляцию работы мозга и повышение естественного уровня концентрации.
Я сейчас постараюсь вспомнить!
Когда вы в последний раз слышали такую фразу от своего ребёнка? И слышали ли вообще? А между тем всем известно, чтобы что-то запомнить надо напрячься и приложить для этого усилия, да и чтобы вспомнить – нужно напрячься.
Например, на каждом занятии программы «Тренируйся и учись!» дети по 40-60 минут выполняют упражнение «Бой мяча», которое отлично развивает способность концентрироваться и прикладывать усилия – иначе мяч не удержать. В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе благодаря тренировке с мячом учат ребёнка прикладывать усилия и удерживать внимание на одном предмете. Сформировав такие навыки через физические упражнения, ребёнку значительно легче прикладывать усилия и концентрироваться на выполнении учебных занятий. Буквы выстраиваются в ряд, а значит, он начинает нормально видеть текст. Одновременно у дислексика улучшается и качество почерка, который становится аккуратнее, более беглым. Происходит и заметное снижение количества ошибок на письме и в чтении.
Ещё одно упражнение, без которого невозможно обойтись при коррекции дислексии и в преодолении трудностей с чтением и письмом, – графокоррекция. Именно благодаря занятиям графокоррекцией ребёнок учится держать строчку: и взглядом, и рукой. Его глаза перестают перескакивать со строчки на строчку, мозг начинает правильно видеть текст: слева-направо и уверенно без пальчика бежать глазками по строчкам сверху-вниз, то есть так, как мы читаем и пишем.
Мяч и цветные карандаши –
вот основные помощники при дислексии, дисграфии и СДВГ
Графокоррекция и бой мяча – это два базовых упражнения, которые используются в коррекции по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе и помогают научить читать дислексика, справиться ему с трудностями на письме и повысить уровень грамотности. Да, многократно уже на практике доказано, что тренировки с мячом и выполнение графокоррекции позволяет добиться значительных результатов в короткие сроки. Дополнительно решаются и многие психоэмоциональные проблемы, которые сопровождают дислексию.
Дети могут, если их научили!
Дети-дислексики – это в действительности читающие дети. Смотрите на YouTube-канале учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе как могут читать дети с дислексией.