По статистике, в России синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) диагностируется почти у 10% детей и 3-5% взрослых. Считается, что основная причина СДВГ – минимальная дисфункция головного мозга, то есть нарушение регуляции центральной нервной системы. Проявляется эта дисфункция в виде различных неврологических симптомов и расстройств.
Однако всё больше исследований подтверждает то, что при СДВГ наблюдается несогласованная работа структур головного мозга, которые регулируют поведение и контроль внимания. Другими словами, знания о работе мозга при СДВГ – это ключ к решению проблемы.
Ещё один важный момент: СДВГ передаётся по наследству! Частота наследования превышает показатель в 70%.
Все остальные факторы (сложное протекание беременности, приём токсичных веществ мамой во время беременности, тяжёлые инфекционные заболевания) только усугубляют состояния ребёнка с СДВГ, но не являются причиной этого синдрома.
Важно! В статье рассматриваем проблему СДВГ у детей и взрослых, у которых нет статуса ОВЗ или каких-то серьёзных заболеваний.
Мозг и симптомы СДВГ
При СДВГ в мозге наблюдается недостаточная выработка норадреналина и дофамина. Это приводит к нарушению нейронных связей в зонах, ответственных за концентрацию, внимание, принятие решений.
Из-за этих нарушений в мозге при СДВГ и возникают типичные проблемы детей и взрослых:
- психоэмоциональная нестабильность;
- неусидчивость. Например, для ребёнка с СДВГ считается «нормой» ходить по классу во время урока, отвлекать других учеников от занятий;
- невозможность надолго сконцентрироваться на выполнении одного дела;
- невнимательность. Очень часто человек с СДВГ спешит с выполнением работы. Яркий пример из школы: ребёнок спешит на контрольной или во время диктанта, при этом он просто не видит места, где совершает ошибки. А потом у него нет сил и ресурсов для проверки написанного, потому что так работает мозг при СДВГ!
- крайне неаккуратный и неразборчивый почерк: прыгающие буквы, частые пропуски и недописывание букв;
- сложности с контролем своей речи. Человек буквально не может остановиться, когда разговаривает. Он часто перебивает собеседника и, не дослушав его, отвечает на вопросы.
И даже если человек понимает, что ведёт себя неподобающим образом в той или иной ситуации, то не может ничего с собой сделать. Потому что при СДВГ мозг постоянно находится в очень активном состоянии и ему нужно делать всё очень быстро.
Поэтому при СДВГ часто назначают различные ноотропы, которые призваны «притормозить» мозг и тем самым повысить концентрацию внимания человека. Однако ноотропы только убирают симптомы СДВГ, не устраняя его причину. Естественно, что при отказе от приёма лекарств практически сразу происходит откат к исходному состоянию.
Чтобы победить СДВГ, нужно менять работу мозга!
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе не занимаются лечением СДВГ, а проводят его коррекцию. Суть коррекции при СДВГ заключается нормализации работы головного мозга, а точнее – в обеспечении согласованной работы его полушарий при закреплении доминации левого полушария.
Для коррекции СДВГ используются авторские методики и техники Татьяны Гогуадзе, основные из которых – это графокоррекция, специальные психофизические упражнения, направленные на:
- изменение работы мозга, формирование в нём новых нейронных связей;
- развитие концентрации внимания и усидчивости;
- «остановку» тела, то есть ребёнок/взрослый учится контролировать и управлять своим телом;
- развитие эмоционально-волевой сферы, так как при СДВГ важно научить мозг управлять поведением, контролировать эмоциональные реакции на трудности саморегуляции тела.
Опыт проведения программ Татьяны Гогуадзе, в первую очередь «Mind-ретрит», показывает, что решить проблемы с СДВГ можно всего за 10 дней. За это время удаётся изменить работу мозга, преодолев рассогласованность его полушарий, «остановить» тело ребёнка и научить его управлять им.
Мозг при СДВГ у здорового человека перестраивается быстро, его нужно только научить правильно работать!
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.