Яндекс Метрика
Что нужно делать для коррекции дисграфии: основные упражнения для исправления дисграфии
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Какие упражнения делать для коррекции дисграфии?

25.06.2024

В логопедии под термином «дисграфия» понимается частичное расстройство процесса письма, которое объясняется слабой сформированностью (или распадом) психических функций и слабым контролем письменной речи. Проблема проявляется в виде повторяющихся стойких и типичных ошибок, не связанных с какими-либо нарушениями интеллектуального развития ребёнка, его знаниями и умениями применять правила русского языка на практике.

В статье разберём, почему многие упражнения для коррекции дисграфии неэффективны и даже способны ещё больше усугубить трудности с письмом у современных детей, а также представим универсальные упражнения, которые помогают исправить дисграфию всех видов.

Что нужно знать о дисграфии?

Почерк при дисграфии

В большинстве случаев, если ребёнку ставят диагноз «дисграфия», то для её коррекции родители выбирают занятия с логопедом. Цель логопеда – поставить и автоматизировать звуки, развить навыки мелкой моторики, внимание и память, а также повысить узнаваемость зрительных образов и слухового сосредоточения. Однако логопедическая помощь при дисграфии сегодня всё чаще не даёт желаемого результата, потому что работа ведётся по устранению симптомов проблемы, а не её первопричин.

Как выполнить коррекцию дисграфии?

К тому же все логопедические упражнения при дисграфии предполагают занятия в сидячем положении. Из-за этого у ребёнка в работу не включаются мышцы, которые отвечают за крупную моторику, координированность тела и выносливость к монотонным нагрузкам. В сидячем положении не формируется и такой важный навык для быстрого и аккуратного почерка, как речевое дыхание.

Многолетний опыт работы учителя-дефектолога Гогуадзе Татьяны Валерьевны показывает высокую эффективность коррекции дисграфии в короткие сроки, потому что истинная причина дисграфии – рассогласованность в работе полушарий мозга (подробнее о причинах дисграфии можно прочитать здесь). Поэтому, чтобы ребёнок начал нормально читать и писать, требуется в первую очередь изменить работу его мозга, сформировав правильную нейродинамику чтения и письма и закрепив доминацию левого полушария мозга.

Анализ почерка при дисграфии?

Что нельзя делать при дисграфии – рассказываем в этом материале. Также рекомендуем посмотреть вебинар учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, где подробно анализируются запрещённые упражнения при дисграфии, дислексии и СДВГ.

Что нужно делать для коррекции дисграфии?

Коррекции дисграфии по методу учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе

Итак, суть коррекции дисграфии заключается в том, чтобы:

  • сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
  • активизировать речевое дыхание;
  • преодолеть моторные трудности, в том числе снять тонус с запястий и улучшить иннервацию пальцев рук;
  • развить у ребёнка графические навыки с одновременным развитием зрительно-моторной координации.

Особенность методики Татьяны Гогуадзе по коррекции дисграфии заключается в том, что применяются исключительно педагогические методы и специальные физические упражнения, которые помогают активизировать функции левого полушария мозга. Детям не нужно заниматься прописями, переписыванием текстов или выполнять другие письменные упражнения.

Графокоррекция – базовое упражнение для исправления дисграфии

Графокоррекция для коррекции дисграфии

Это уникальное психофизическое упражнение, которое позволяет поддерживать мозг и тело человека в высоком ресурсном состоянии. Тренировки по графокоррекции позволяют сформировать правильную нейродинамику чтения и письма, исправить почерк, повысить уровень грамотности.

Эффект достигается за счет того, что во время графокоррекции изменяется работа мозговых ритмов и происходит закрепление доминации левого полушария мозга. Если графокоррекция даётся тяжело, то столь же эффективным упражнением для коррекции дисграфии станет раскрашивание контурных картинок по методу графокоррекции.

Начните бить мяч!

Зачем при дисграфии нужно бить мяч?

«Бой мяча» – упражнение, которое может освоить ребёнок уже с 5 лет. Его рекомендуется выполнять для исправления дисграфии и дислексии, так как упражнение:

  • снимает напряжение и тонус с запястий рук, что делает их более подвижными и управляемыми в динамике;
  • развивает межполушарную координацию;
  • тренирует зрительно-моторную координацию;
  • развивает выносливость к монотонному труду и концентрацию зрительного внимания на объекте;
  • укрепляет нервную систему.

Почему ребёнок не может научиться бить мяч, объясняем в этом материале, а здесь вы можете познакомиться с техникой выполнения упражнения «Бой мяча».

Комплект массажёров для коррекции дисграфии

Массажёры для коррекция дисграфии

В программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе по коррекции дисграфии и дислексии активно используется специальный комплект массажёров.

В его состав входят:

  • ребристый можжевеловый шар. Занятия с ним улучшают подвижность лучезапястного сустава и развивают чувствительность ладони, что повышает иннервацию пальцев рук;
  • деревянный волчок. Его использование позволяет развить активность пальцевых суставов, обеспечить согласованную работу трёх пальцев, участвующих в захвате ручки/ карандаша;
  • тактильная рифлёная можжевеловая палочка. Прокатывание палочки вдоль ладоней снижает тонус мышц рук, развивает способность нервной системы вовремя останавливаться и переключаться, в результате чего дети начинают писать без исправлений и зачёркиваний.

Массажеры для коррекции дисграфии по методу Татьяны Гогуадзе

В состав комплекта массажёров для коррекции дисграфии входит и эспандер, упражнения с которым положительно сказываются на почерке и работе мозга.

К эффективным упражнениям для исправления дисграфии также относятся:

  • «Тучка-Солнышко», которое развивает силу рук и снимает напряжение с запястья.
  • Прыжки на батуте, так как они повышают координацию тела, укрепляют мышцы спины, ног, пресса и стимулируют работу мозга.
  • «Перекаты», которые активизируют работу мозжечка, развивают равновесие, учат ребёнка чувствовать и управлять своим телом.
Коррекция дисграфии

Коррекция дисграфии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе проводится в короткие сроки и без помощи логопедов или нейропсихологов.

Всё, что нужно, – это освоить правильную технику выполнения графокоррекции и физических упражнений, которые позволяют повысить когерентность в работе полушарий мозга и сформировать правильную нейродинамику чтения и письма.

Участие в программе «Интеллектуальные выходные» позволяет в короткие сроки исправить дисграфию и одновременно улучшить качество почерка, а также повысить уровень грамотности не только у детей, но и взрослых.