В логопедии под термином «дисграфия» понимается частичное расстройство процесса письма, которое объясняется слабой сформированностью (или распадом) психических функций и слабым контролем письменной речи. Проблема проявляется в виде повторяющихся стойких и типичных ошибок, не связанных с какими-либо нарушениями интеллектуального развития ребёнка, его знаниями и умениями применять правила русского языка на практике.
В статье разберём, почему многие упражнения для коррекции дисграфии неэффективны и даже способны ещё больше усугубить трудности с письмом у современных детей, а также представим универсальные упражнения, которые помогают исправить дисграфию всех видов.
Что нужно знать о дисграфии?
В большинстве случаев, если ребёнку ставят диагноз «дисграфия», то для её коррекции родители выбирают занятия с логопедом. Цель логопеда – поставить и автоматизировать звуки, развить навыки мелкой моторики, внимание и память, а также повысить узнаваемость зрительных образов и слухового сосредоточения. Однако логопедическая помощь при дисграфии сегодня всё чаще не даёт желаемого результата, потому что работа ведётся по устранению симптомов проблемы, а не её первопричин.
К тому же все логопедические упражнения при дисграфии предполагают занятия в сидячем положении. Из-за этого у ребёнка в работу не включаются мышцы, которые отвечают за крупную моторику, координированность тела и выносливость к монотонным нагрузкам. В сидячем положении не формируется и такой важный навык для быстрого и аккуратного почерка, как речевое дыхание.
Многолетний опыт работы учителя-дефектолога Гогуадзе Татьяны Валерьевны показывает высокую эффективность коррекции дисграфии в короткие сроки, потому что истинная причина дисграфии – рассогласованность в работе полушарий мозга (подробнее о причинах дисграфии можно прочитать здесь). Поэтому, чтобы ребёнок начал нормально читать и писать, требуется в первую очередь изменить работу его мозга, сформировав правильную нейродинамику чтения и письма и закрепив доминацию левого полушария мозга.
Что нельзя делать при дисграфии – рассказываем в этом материале. Также рекомендуем посмотреть вебинар учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, где подробно анализируются запрещённые упражнения при дисграфии, дислексии и СДВГ.
Коррекции дисграфии по методу учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе
Итак, суть коррекции дисграфии заключается в том, чтобы:
- сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
- активизировать речевое дыхание;
- преодолеть моторные трудности, в том числе снять тонус с запястий и улучшить иннервацию пальцев рук;
- развить у ребёнка графические навыки с одновременным развитием зрительно-моторной координации.
Особенность методики Татьяны Гогуадзе по коррекции дисграфии заключается в том, что применяются исключительно педагогические методы и специальные физические упражнения, которые помогают активизировать функции левого полушария мозга. Детям не нужно заниматься прописями, переписыванием текстов или выполнять другие письменные упражнения.
Графокоррекция – базовое упражнение для исправления дисграфии
Это уникальное психофизическое упражнение, которое позволяет поддерживать мозг и тело человека в высоком ресурсном состоянии. Тренировки по графокоррекции позволяют сформировать правильную нейродинамику чтения и письма, исправить почерк, повысить уровень грамотности.
Эффект достигается за счет того, что во время графокоррекции изменяется работа мозговых ритмов и происходит закрепление доминации левого полушария мозга. Если графокоррекция даётся тяжело, то столь же эффективным упражнением для коррекции дисграфии станет раскрашивание контурных картинок по методу графокоррекции.
Начните бить мяч!
«Бой мяча» – упражнение, которое может освоить ребёнок уже с 5 лет. Его рекомендуется выполнять для исправления дисграфии и дислексии, так как упражнение:
- снимает напряжение и тонус с запястий рук, что делает их более подвижными и управляемыми в динамике;
- развивает межполушарную координацию;
- тренирует зрительно-моторную координацию;
- развивает выносливость к монотонному труду и концентрацию зрительного внимания на объекте;
- укрепляет нервную систему.
Почему ребёнок не может научиться бить мяч, объясняем в этом материале, а здесь вы можете познакомиться с техникой выполнения упражнения «Бой мяча».
Комплект массажёров для коррекции дисграфии
В программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе по коррекции дисграфии и дислексии активно используется специальный комплект массажёров.
В его состав входят:
- ребристый можжевеловый шар. Занятия с ним улучшают подвижность лучезапястного сустава и развивают чувствительность ладони, что повышает иннервацию пальцев рук;
- деревянный волчок. Его использование позволяет развить активность пальцевых суставов, обеспечить согласованную работу трёх пальцев, участвующих в захвате ручки/ карандаша;
- тактильная рифлёная можжевеловая палочка. Прокатывание палочки вдоль ладоней снижает тонус мышц рук, развивает способность нервной системы вовремя останавливаться и переключаться, в результате чего дети начинают писать без исправлений и зачёркиваний.
В состав комплекта массажёров для коррекции дисграфии входит и эспандер, упражнения с которым положительно сказываются на почерке и работе мозга.
К эффективным упражнениям для исправления дисграфии также относятся:
- «Тучка-Солнышко», которое развивает силу рук и снимает напряжение с запястья.
- Прыжки на батуте, так как они повышают координацию тела, укрепляют мышцы спины, ног, пресса и стимулируют работу мозга.
- «Перекаты», которые активизируют работу мозжечка, развивают равновесие, учат ребёнка чувствовать и управлять своим телом.
Коррекция дисграфии по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе проводится в короткие сроки и без помощи логопедов или нейропсихологов.
Всё, что нужно, – это освоить правильную технику выполнения графокоррекции и физических упражнений, которые позволяют повысить когерентность в работе полушарий мозга и сформировать правильную нейродинамику чтения и письма.
Участие в программе «Интеллектуальные выходные» позволяет в короткие сроки исправить дисграфию и одновременно улучшить качество почерка, а также повысить уровень грамотности не только у детей, но и взрослых.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.