У ребёнка дислексия, но как родители могут помочь ему самостоятельно? Этот вопрос актуален для тысяч российских семей. По различным данным, около 5-7% школьников страдают от дислексии, а различные трудности с обучением испытывают более 30% учеников. Конечно, если ребёнку поставлен диагноз «дислексия», то для быстрого выхода из проблем с обучением нужна профессиональная помощь.
В этой статье рассказываем о полезных товарах, которые помогают людям с дислексией справиться с проблемой.
Полезные спортивные товары для дислексиков
Физическая активность, безусловно, полезна всем людям, но при дислексии, дисграфии особенно важно выполнять физические упражнения на регулярной основе. Учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе разработан целый комплекс упражнений, которые направлены на:
- активизацию функций левого полушария мозга;
- развитие навыков речевого дыхания;
- повышение иннервации пальцев рук;
- развитие выносливости к монотонным нагрузкам;
- формирование правильной нейродинамики чтения и письма;
- развитие зрительно-моторной координации.
Какие виды спорта рекомендованы для дислексиков, подробно изложено в этом материале. Сейчас мы расскажем о полезных товарах, которые можно использовать дома, чтобы помочь ребёнку с дислексией.
1. Обыкновенный мяч
Он нужен для выполнения упражнения «Бой мяча», которое помогает:
- снять тонус с запястий и развить подвижность лучезапястного сустава, что крайне важно для беглого и ровного почерка;
- преодолеть рассогласованность в работе мозга и тем самым избавиться от одной из основных причин дислексии;
- укрепить нервную систему;
- улучшить технику речевого дыхания.
Всё, что требуется от ребёнка, – ровно стоять на одном месте и попеременно руками отбивать мяч от пола. Оптимальное время тренировки в день – 30-60 минут.
2. Обыкновенная скакалка
Это универсальный и доступный тренажёр, который отлично развивает силу и выносливость, ловкость и координацию движений, тренирует сердечно-сосудистую систему. Но как скакалка может помочь детям школьного возраста с дислексией?
Дело в том, что в мозг во время прыжков поступает большое количество кислорода, это положительно сказывается на мыслительной деятельности. Мозгу также требуется постоянно контролировать согласованную работу рук и ног, что помогает повысить когерентность полушарий мозга.
Одновременно ребёнку надо контролировать своё дыхание, то есть автоматически идёт развитие навыков речевого дыхания. Во время прыжков активно работают руки и плечи, в частности, кисти, что помогает развить подвижность лучезапястного сустава. А значит, у ребёнка становятся сильнее руки, он может контролировать силу нажима, что положительно сказывается на качестве его почерка.
3. Мини-батут
Здесь сразу важно отметить, что речь идёт не о прыжках на спортивных батутах, которые используются в батутных центрах, а о компактных батутах, которые можно разместить в любой квартире.
Как помочь ребёнку с дислексией с помощью батута? Очень просто!
Прыжки на батуте – это циклическая тренировка, которая развивает речевое дыхание, повышает подвижность голеностопного сустава, тренирует чувство равновесия у ребёнка. А ещё батут является отличным средством для развития выносливости к монотонным нагрузкам и стимуляции мозжечка.
Главное при прыжках на батуте – соблюдение техники их выполнения:
- первоначально надо научить ребёнка стоять на батуте и удерживать равновесие;
- во время прыжков необходимо стараться удерживаться в центре. Важно, чтобы спина была прямая, а взгляд устремлён вперёд. Руки во время прыжков должны находиться на поясе, а стопы располагаться параллельно друг другу;
- дыхание – речевое, то есть короткий вдох через нос, а выдох продолжительный через рот.
4. Эспандер
Как может помочь при дислексии эспандер?
Секрет кроется в правильной технике его использования. Эспандер нужно сжимать попеременно то левой, то правой рукой. Но обязательно следует заканчить тренировку на правой руке, чтобы закрепить доминацию левого полушария мозга.
Регулярное применение эспандера также позволяет:
- снять напряжение с запястья, развить силу рук и укрепить кисти;
- улучшить иннервацию пальцев рук;
- убрать тремор рук и не допустить возникновения писчего спазма;
- повысить выносливость к монотонному труду;
- активизировать работу левого полушария.
5. Массажёры для улучшения почерка
Практически у всех детей с дислексией есть проблемы с почерком. Они пишут крайне медленно, неразборчиво, неаккуратно, а ещё у них много «глупых» ошибок, которые в первую очередь объясняются слабой зрительно-моторной координацией.
Для решения проблем с почерком в коррекционных программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе используется специальный комплект массажёров.
Чтобы помочь ребёнку с дислексией, необходимо регулярно выполнять упражнения с массажёрами:
- Тактильная рифлёная можжевеловая палочка. Работа с ней позволяет снять тонус мышц рук, развить зрительно-моторную координацию, сформировать способность нервной системы вовремя остановиться и переключиться с одного движения на другое. Такая тренировка поможет сделать письмо более разборчивым, так как ребёнок начинет лучше прописывать соединения.
- Ребристый можжевеловый шар. С его помощью удастся улучшить подвижность лучезапястного сустава и проработать чувствительность ладони, повысить иннервацию пальцев рук и подвижность запястья.
- Деревянный волчок. Работа с ним позволяет развить активность пальцевых суставов, обеспечить согласованную работу трёх пальцев, которые участвуют в захвате ручки/карандаша.
- три пальца, которые принимают участие в захвате карандаша, должны обхватить ручку волчка;
- безымянный и мизинец прижаты к ладони;
- волчок находится строго в одной руке, вторая рука должна быть на поясе.
Упражнение нужно обязательно выполнять стоя, стопы параллельно друг другу.
В состав комплекта массажёров входит и воздушный шарик, который отлично тренирует речевое дыхание и мышцы артикуляционного аппарата.
Внимание! При заказе комплекта массажёров на сайте Dyslexia.ru дополнительно предоставляется доступ к видеоуроку, в котором наглядно показано, как правильно работать с набором.
6. Графовизор и графомодуль
Это две новые разработки Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, которые предназначены для проведения графокоррекции, тренировок и консультаций онлайн.
Графовизор позволяет заниматься графокоррекцией онлайн, которая в короткие сроки помогает улучшить почерк, повысить скорость письма и чтения, а также решить другие трудности с обучением. Такие результаты достигаются благодаря тому, что занятия онлайн проходят под наблюдением специалистов.
А Графомодуль можно использовать как отдельную подставку для выполнения письменных работ или чтения. Его преимущество в том, что он создаёт особое учебное пространство. Угол наклона графомодуля в 15° обеспечивает правильное положение тела во время выполнения графокоррекции, письма и чтения.
Какие ещё товары могут помочь при дислексии?
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Аппарат Меллон
Одним из самых лучших помощников для детей школьного возраста с дислексией, дисграфией можно назвать аппарат Меллон. В нём есть 46 различных программ, которые направлены на:
- повышение ресурсного состояния детей и взрослых;
- профилактику и коррекцию зрения;
- снятие стресса;
- улучшение психоэмоционального самочувствия;
- подготовку психики ребёнка к школьным нагрузкам.
Как аппарат Меллон может помочь людям с дислексией, подробно изложено в этой статье.
Фирменные футболки Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе
А ещё детям с дислексией не хватает дисциплины, внимательности, сосредоточенности. Один из вариантов решения этой проблемы - ношение школьной формы, но в России она, к сожалению, не обязательна.
Но вот в домашних условиях при выполнении школьных заданий или во время тренировок графокоррекцией можно и даже нужно носить специальную форму. Так, начиная с 2018 года для участников программ Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе разработаны фирменные футболки с логотипом и девизом «Тренируйся и учись».
Доказано, что ношение формы:
- повышает уровень ответственности и дисциплины;
- помогает привить ребёнку-дислексику навыки самоконтроля и саморегуляции;
- способствует развитию чувства ответственности за результат;
- помогает детям стать более собранными и сконцентрированными, лучше контролировать свои эмоции;
- усиливает мотивацию детей и эффективность занятий.
Помочь дислексику могут регулярные занятия с эксклюзивными товарами Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, которые созданы специально для повышения эффективности самостоятельных занятий для детей с трудностями в обучении.