Яндекс Метрика
Как леворукость сказывается на обучении ребёнка в школе и как помочь ребёнку-левше
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Леворукость ребёнка – к каким школьным проблемам она может привести?

04.09.2024

Леворукость – преимущественное использование человеком левой руки для выполнения всех действий. Эта особенность, как правило, проявляется с раннего детства: ребёнок берёт левой рукой ложку, карандаш, игрушки, машет при прощании, опирается на неё при вставании и преодолении препятствий.

В леворукости как явлении нет ничего опасного и страшного. Тем более, что около 10% населения земли относятся к леворуким. Однако леворукость часто является причиной проблем с обучением. Почему так происходит – ответы в нашей статье.

Леворукость и мозг

Леворукость и мозг

Общеизвестный факт: правая рука отвечает и стимулирует левое полушарие мозга, а левая рука – правое полушарие. Как показывают различные исследования, в том числе результаты биометрических исследований Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, всех людей можно разделить на три большие группы в зависимости от природной доминации в работе полушария мозга:

  • правополушарные (стратеги) – 16%;
  • левополушарные (тактики) – 53%;
  • обаполушарные (тактики и стратеги) – 16% (в данном случае у человека однозначно будет выявлена дислексия развития).

Статистика леворукости

Однако опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что не рука определяет доминирующее полушарие в работе мозга. Так, например, часто у ребёнка-левши от природы доминирует левое полушарие мозга. В результате у него возникает когнитивный конфликт доминирорования полушарий мозга, который и приводит к различным проблемам в обучении.

Важно! Определить, какое полушарие мозга доминирует у человека от природы позволяет с высокой точностью биометрическое исследование. Различные признаки леворукости ещё не говорят о том, что у ребёнка от природы ведущая левая рука.

Вследствие ложной леворукости, которая приводит к снижению когерентности полушарий мозга, дети могут столкнуться со следующими проблемами в обучении:

  • сбивчивая и невнятная речь с одновременными трудностями в чтении;
  • сложности с запоминанием и обработкой информации;
  • наличие «детских/ глупых» ошибок на письме: замена, пропуск и перестановка букв;
  • медленный, неразборчивый и неаккуратный почерк.

Более того, практически все левши неправильно держат ручку во время письма, так как им необходимо сильно выворачивать руку, чтобы увидеть написанный текст. А неправильный захват ручки значительно замедляет скорость письма, приводит к повышенной утомляемости и даже может стать причиной писчего спазма, из-за чего ребёнок может полностью отказаться от выполнения письменных работ.

Леворукость у ребенка

Леворукость влияет и на психоэмоциональное состояние ребёнка. Психологи выделяют ряд особенностей, которые в большей степени свойственны детям-левшам, чем правшам:

  • повышенная ранимость, впечатлительность, эмоциональность, поэтому левши гораздо чаще правшей испытывают чувства гнева и обиды, раздражительности. Особенно ярко ребёнок-левша проявляет эмоции, когда у него что-то не получается;
  • склонность к обобщению материала, при этом у леворуких детей могут быть сложности с анализом информации.

Как помочь ребёнку-левше?

Один из самых эффективных способов решения проблемы с обучением у леворуких детей – это смена пишущей руки с левой на правую.

НО! Здесь важно учитывать несколько моментов:

  • если ребёнок-левша не испытывает проблем с обучением и психоэмоциональным состоянием, то в этом случае нет оснований для смены руки;
  • смена руки должна проводиться только по показаниям специалиста.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе такая рекомендация выдаётся только на основе результатов биометрического исследования, когда становится однозначно ясно, что именно леворукость мешает ребёнку хорошо учиться и является причиной его нестабильного психоэмоционального состояния в учебной деятельности.

Смена пишущей руки с левой на правую позволяет восстановить природный баланс в работе полушарий мозга!

Опыт Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что как только бывший левша всё начинает делать правой рукой, он быстро совершает качественный рывок в обучении. В частности, у него:

  • улучшается почерк, который становится более ровным, аккуратным и беглым;
  • повышается письменная грамотность, так как у ребёнка уровень орфографической зоркости становится более высоким;
  • усиливается логическое и критическое мышление, что, например, проявляется в более осознанном анализе собственных поступков и поступков окружающих;
  • уходят проблемы с чтением, запоминанием и обработкой информации;
  • улучшается психоэмоциональное состояние;
  • более выраженно проявляются такие навыки, как концентрация внимания, сила воли, мотивация работать над собой.

Уважаемые родители!

Леворукость у ребёнка требует более внимательного отношения к обучению такого ребёнка и особый контроль за его психоэмоциональным состоянием.

Если становится очевидно, что у ребёнка есть трудности с освоением базовых навыков чтения и письма, то нужно обязательно выяснить, какое полушарие мозга у него является доминирующим. И в зависимости от полученных результатов биометрического исследования выбирать дальнейшие шаги по оказанию профессиональной помощи ребёнку в коррекции.

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе уже более 10 лет помогает леворуким детям справляться с проблемами в обучении и поведении. Записывайтесь на консультацию, и мы обязательно вам поможем!

Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
  • уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
  • мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
  • упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
  • онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.