Психомоторика, с точки зрения официальной науки, – совокупность сознательно регулируемых двигательных актов. Если говорить более простыми словами, то она отражает степень зрелости разных мозговых центров на различных этапах жизни человека.
При оценке психомоторного развития ребёнка учитывается множество факторов: развитость рефлексов, слуха, зрения, мелкой моторики, пассивной и активной речи, двигательных навыков, навыков социализации и общения. Это означает, что психомоторика присутствует во всех проявления человеческой деятельности и в ней отчётливо проявляются особенности функционирования нервной системы человека.
Педагогический аспект заключается в том, что психомоторика – это очень прочная связь движения с когнитивными процессами, так как двигательная и познавательная сферы тесно между собой переплетаются. А это означает, что двигательная активность оказывает прямое влияние на развитие и работу мозга в целом. Она также способствует повышению умственной работоспособности и даже улучшению таких навыков, как чтение и письмо.
Движения тела ребёнка как маркер работы его мозга
Известную фразу «движение – это жизнь», можно расширить, добавив, что «движение – это жизнь и развитие мозга». Чем раньше и полноценнее развиваются движения у ребёнка, тем быстрее протекает процесс формирования высших психических функций. Это также означает, что при развитии движений с задержкой и высшие психические функции развиваются с определённым опозданием.
Опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе постоянно доказывает, что сегодня низкий уровень психомоторного развития детей – одна из основных причин проблем с обучением.
Более того, если не заниматься развитием психомоторики через физические упражнения, то последствиями этого могут стать не только трудности с обучением, но и:
- проблемы социального поведения;
- трудности с переключением и распределением внимания;
- различные нарушения нервно-психического развития;
- интеллектуальная недостаточность.
Психомоторика и почерк – как они связаны?
Почерк человека – это чёткое отражение работы его мозга и психоэмоционального состояния. И эта связь как раз обусловлена психомоторикой, ведь все движения руки во время письма управляются мозгом и поэтому по почерку можно понять, как протекают психические процессы в мозге.
Для того чтобы у ребёнка был разборчивый и ровный почерк, нужно развивать психомоторику. А понять, правильно ли она сформирована, можно по следующим признакам (в зависимости от того, в каком классе учится ребёнок):
- 1 класс. Очень медленное письмо, при этом ребёнок в прописях буквально выводит каждую букву, тратя на это слишком много времени и сил. Видно, что он старается, однако буквы всё равно выходят неровными и часто не помещаются в строчку.
- 2 класс. Ребёнок продолжает писать крайне медленно, а качество и скорость почерка нисколько не улучшилось. Важно! Проблему необходимо решать как можно быстрее, так как в 3 классе к скорости письма и грамотности предъявляются уже более высокие требования, а значит, почерк станет ещё хуже.
- 3 и 4 классы. Ребёнок до сих пор пишет в узкую линейку и не может перейти на широкую, одновременно с этим качество почерка оставляет желать лучшего.
Изменить и развить психомоторику можно в любом возрасте!
И для этого нужно регулярно выполнять специальные физические упражнения, которые направлены на стимулирование левого полушария мозга, повышение уровня координации тела и совершенствование двигательной сферы ребёнка. За счёт этого ребёнку удастся естественным образом перенести новые навыки не только на письмо, но и на все остальные сферы деятельности.
Упражнения, которые разработаны учителем-дефектологом Татьяной Валерьевной Гогуадзе, активно применяются для коррекции дислексии, дисграфии, СДВГ, решения многих проблем с чтением и письмом. Они подходят как для детей, так и для взрослых, позволяя добиться существенного прогресса всего за 14 дней.
Для развития и формирования психомоторики рекомендуется выполнять следующие упражнения:
- Графокоррекцию. Это авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая доказала свою эффективность как при работе с детьми, так и взрослыми.
- Бой мяча – простое и доступное каждому упражнение, которое отлично стимулирует мозг, одновременно повышая уровень согласованности его полушарий и развивая координацию тела.
- Регулярное сжимание эспандера, который можно смело назвать настоящим тренажёром для мозга.
А если нужно ещё быстро улучшить почерк, то рекомендуется использовать специальные массажёры.
Формирование психомоторики – важный и даже один из ключевых моментов в решении проблем с обучаемостью у современных детей. Она является фундаментом, на котором строится все дальнейшее обучение и воспитание ребёнка. И чем раньше родители приступят к ее развитию, тем лучше будет для ребёнка.
Обращайтесь в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе – и мы поможем каждой семье выйти из кризиса обучения, предоставим персональные рекомендации по воспитанию и обучению на основе биометрики. При необходимости вы можете пройти курс коррекции и всего за 14 дней изменить свою жизнь и жизнь своего ребёнка к лучшему.