Яндекс Метрика
Диагностика дислексии по методу Татьяны Гогуадзе: отличия от традиционных подходов
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Диагностика дислексии у детей по методу Татьяны Гогуадзе: отличия от традиционных подходов

07.12.2022

Как проходит классическая диагностика дислексии? Обычно ребёнка, который испытывает длительные и устойчивые трудности с чтением и письмом, отправляют на консультацию к логопеду.

На первом этапе специалист изучает анамнез жизни и развития ребёнка, оценивает состояние его артикуляционного аппарата, ручной и речевой моторики, особенности формирования речи, успеваемость ученика по русскому языку и другим письменным предметам.

Далее диагностика дислексии у школьников предполагает:

  • Анализ устной речи. Специалисты оценивают уровень фонематического развития, звукопроизношения, сформированность слоговой структуры слова, связность речи, способность ребёнка использовать лексико-грамматические средства языка.
  • Оценку письменной речи. Для диагностики дислексии и дисграфии ученику предлагают выполнить задания на списывание текстов, анализируют, как он воспринимает письмо на слух и как у него развит навык самостоятельного письма.
  • Оценку техники чтения. Ребёнка просят прочитать текст вслух. В это время специалист оценивает правильность, способ и темп чтения, фиксирует специфические ошибки и уровень понимания прочитанного текста.

Диагностика дислексии у школьников по методу Татьяны Гогуадзе

Очень часто для диагностики дислексии у детей прибегают и к нейропсихологическим методам. Задача нейропсихолога заключается в выяснении уровня сформированности зрительного гнозиса (способность узнавать увиденный объект), мнезиса (способность запоминать увиденный объект), анализа, синтеза и оптико-пространственных ориентировок.

Информации по нейропсихологической диагностике дислексии в интернете очень много, но в основном все подходы основаны на методах, разработанных О.Б. Иншаковой и А.Н. Корневым. 

Для справки: А.Н. Корнев считает, что дислексики не способны получить высшее образование и их нужно лечить. Об этом российский ученый публично заявил на федеральном канале Россия 1 в телепередаче Андрея Малахова. Смотрите сами!

Диагностика дислексии: фрагмент передачи Андрея Малахова

В России практически ни одна диагностика дислексии не обходится без медицинского обследования. Оно обычно включает в себя консультации детского невролога и офтальмолога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ и офтальмологических тестов.

Только после этого специалист ставит диагноз и даёт рекомендации по «лечению дислексии».

Что не так с классическими методами диагностики дислексии?

Безусловно, используемые методики и различные тесты позволяют убедиться в наличии у ребёнка серьёзных трудностей с обучением, в частности, с освоением навыков чтения и письма. 

Однако основной недостаток всех методик диагностики дислексии у детей заключается в работе с внешними признаками, то есть специалисты обращают внимание только на то, что ребёнок не умеет делать и анализируют саму проблему.

Кроме того, дислексия преимущественно рассматривается как недоразвитие ребёнка или ограничение по здоровью, то есть состояния, которые нуждаются в лечении. Итогом классической диагностики дислексии обычно являются рекомендации семье получить для ребёнка статус ОВЗ или пройти ПМПК.

Очень мало специалистов, которые знают, что дислексия – это генетически заложенная особенность функционирования мозга.

Поэтому бесполезно искать её причины в сложной беременности у мамы, получении родовых травм, различных черепно-мозговых травмах головы у ребёнка в раннем возрасте и т.д. Все эти факторы могут только усугубить общее его состояние, но они ни в коем случае не будут истинными причинами дислексии.

Книга учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного» полностью посвящена новому подходу в понимании проблем с чтением и письмом, которая написана на основании её опыта помощи семьям детей с дислексией, дисграфией и СДВГ.

Мамы рекомендуют книгу Татьяны Гогуадзе! Книга Татьяны Гогуадзе о дислексии и ее диагностике

Напомним, что основная причина дислексии – нарушение синхронности (когерентности) в работе левого и правого полушария головного мозга, что как раз и объясняется особым анатомическим строением мозга при дислексии. Именно данная особенность оказывает влияние на неврологический статус ребёнка и его когнитивно-поведенческие особенности .

А при диагностике дислексии у младших и старших школьников, как правило, не учитывается их психоэмоциональное состояние. И это оказывает просто колоссальное влияние на результаты исследования!

Почему? Потому что специалисты ждут, что во время диагностики ребёнок будет стараться показать все свои способности. Но в действительности ситуация складывается абсолютно наоборот!

Ребёнка, который и так испытывает серьёзные трудности с чтением и письмом, заставляют читать и писать в присутствии незнакомых ему людей – обычно так и происходит на ПМПК.

Разумеется, любой школьник во время такой диагностики дислексии будет испытывать стресс. Он просто не сможет собраться и нормально прочитать, поэтому неудивительно, что многим школьникам с трудностями в обучении по итогам классической диагностики дислексии рекомендуется обучение по облегченной программе или в специализированных классах и учебных заведениях.

При дислексии развития нужно анализировать работу мозга! Здесь не требуется оценка того, как ребёнок пишет и читает, ведь эти навыки – есть результат проявления особенностей мозговой деятельности.

Как проходит диагностика дислексии по методу Татьяны Гогуадзе

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе во время диагностики детей не просят читать и писать! Потому что понимают, что заставлять ребёнка с трудностями в обучении читать и писать – это не гуманно.

Основа диагностики дислексии по методу Татьяны Гогуадзе – биометрическое исследование, которое проходит абсолютно безболезненно для психики ребёнка, так как предполагает только сканирование 10 узоров пальцев рук.

Биометрика в педагогике – это новое направление в решении проблем с обучением, которое открыла и с реальным успехом практикует уже на протяжении более 20 лет учитель-дефектолог Гогуадзе Татьяна Валерьевна. Потому что зная, какими особенностями и способностями ребёнок обладает от природы, можно гораздо эффективнее выстроить процесс его обучения и воспитания и даже выполнить коррекцию дислексии, дисграфии и СДВГ.

Как биометрика помогает при диганостике дислексии

Возможности биометрического исследования намного шире, чем просто выявление наличия или отсутствия дислексии. Оно даёт возможность получить комплексные рекомендации по решению трудностей с обучением, проблем с психоэмоциональным состоянием ребёнка, улучшению и оздоровлению образа жизни.

Биометрику можно проходить уже в возрасте 4-5 лет и совершенно неважно умеет ребёнок читать и писать. Именно такой возрастной ресурс биометрического исследования в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе позволяет предупредить дислексические проблемы в обучении еще в дошкольном возрасте на этапе подготовки к школе.

Биометрика в педагогике позволяет:

  • выявить истинные причины трудностей в обучении, ведь может оказаться, что у ребёнка нет дислексии развития несмотря на наличие всех её признаков;
  • определить врождённые способности ребёнка, оценить его выносливость, реактивность, координированность коммуникабельность, речевые, аналитические и ассоциативные способности;
  • выявить слабые и сильные стороны личности и даже узнать, какие физические упражнения – циклические или ациклические – нужно выполнять, чтобы справиться со своими проблемами в обучении;
  • узнать психофизические особенности ребёнка и понять, как их можно использовать в коррекции дислексии, дисграфии и СДВГ.

Диагностика дислексии по тетрадям ребёнка

Почерк – это энергоинформационный код личности, точное отражение её состояния в конкретный промежуток времени. И если у ребёнка есть проблемы с почерком, то это явный признак его психоэмоционального неблагополучия и, может быть, даже неврологического нездоровья.

Диагностика дислексии по почерку

При диагностике дислексии и дисграфии по почерку обращается внимание на ровность строчки, беглость письма, силу нажима, наличие специфических дислексических ошибок и правильность захвата ручки.

Именно анализ школьных письменных работ позволяет с высокой точностью определить, какие психоэмоциональные проблемы и моторные трудности испытывает ребёнок во время письменных заданий и почему он отказывается их выполнять самостоятельно.

Зачем делать графические тесты?

Дополнительно для определения причин трудностей в чтении и письме ребёнку предлагается выполнить графические тесты. И очень часто они показывают, что школьник не может читать и писать не из-за дислексии, а из-за нарушения зрительно-моторной координации и неправильной нейродинамики в работе мозга при чтении и письме.

Иногда для определения, есть ли у ребёнка дислексия или нет, достаточно 10-15 минут!

И не нужно ходить к логопедам и нейропсихологам. Простые графические тесты во время диагностики дислексии по методу Татьяны Гогуадзе явно показывают, согласовано ли работают глаза и рука ребёнка, сформирована ли у него правильная неройдинамика чтения и письма и какой у него уровень рассогласованности в работе полушарий мозга.

А ещё в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе можно пройти онлайн-диагностику дислексии и получить рекомендации по самостоятельному выходу из кризиса обучения!

Онлайн-диагностика в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Итак, классические методы диагностики дислексии анализируют текущие проблемы с чтением и письмом и не учитывают истинные причины появления этого неврологического расстройства. И, как показывает опыт консультирования, очень часто эти проблемы объясняются рассогласованной работой полушарий мозга, несформированной нейродинамикой чтения и письма, низким уровнем зрительно-моторной координации.

Прохождение биометрического исследования в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе позволяет достоверно узнать о наличии дислексии (по итогам диагностики выдаётся официальный документ), получить объективную информацию о психоэмоциональном и психофизическом состоянии ребёнка. И, что особенно важно, семья получает в письменном виде рекомендации по самостоятельному выходу из кризиса обучения и преодолению дислексических трудностей. После биометрики вам не потребуются другие методы диагностики дислексии, ведь вы будете иметь полное представление о текущем состоянии своего ребёнка и истинных причинах его трудностей с обучением.