Почерк человека – это своеобразный информационный код личности, который отражает его функциональное и психоэмоциональное состояние. Анализ почерка позволяет определить самоощущение, самооценку, силу воли, моральные ценности и даже неврологическое здоровье пишущего.
Поэтому в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе анализ письменных работ школьников является отдельным видом диагностики. С его помощью удаётся оценить:
- уровень развития зрительно-моторной координации;
- способность переключать и распределять внимание;
- выносливость к монотонным нагрузкам;
- правильность захвата карандаша/ ручки во время письма;
- уровень когерентности (согласованности) в работе полушарий мозга;
- способность контролировать своё тело при выполнении письменных работ;
- развитость навыка речевого дыхания, от которого во многом зависят скорость и плавность почерка.
Более того, анализ письменной работы может рассказать, умеет ли ребёнок чётко и логично мыслить, свойственно ли ему упорство в достижении цели.
Почерк и эмоции
Как показывает опыт Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, проблемный почерк у ребёнка в большинстве случаев сообщает о его психоэмоциональном неблагополучии. Связь между почерком и эмоциональным состоянием объясняется тем, что моторные движения руки управляются мозгом и несут на себе отпечатки всех психических процессов, протекающих в нём.
Как анализ письменных работ обучающихся позволяет распознать психоэмоциональное неблагополучие и другие проблемы? Для этого достаточно обратить внимание на следующие особенности почерка:
- неразборчивый почерк обычно говорит о повышенной возбудимости нервной системы;
- наклон букв в разные стороны – это признак подверженности резкой смене настроения, наличии внутреннего разлада между чувствами и разумом;
- прыгающие строчки свидетельствуют о неспособности человека прикладывать усилия, чтобы держать под контролем движения руки;
- малые объёмы письма выдают низкую выносливость к монотонным нагрузкам;
- уход строчки вниз свидетельствует о высокой истощаемости, сниженном эмоциональном фоне, низкой самооценке;
- сильный или слабый нажим указывает на трудность саморегуляции и низкую иннервацию пальцев рук.
А ещё при анализе почерка важно смотреть на то, как он меняется при выполнении письменных работ в школе и дома. Если дома почерк ровный и аккуратный, а в школе буквы начинают прыгать и ребёнок в целом пишет с большим количеством ошибок, то это может говорить о том, что ему крайне тяжело успевать работать в темпе класса.
Анализ письменных работ в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе
При проведении очных консультаций, а также при биометрическом исследовании учитель-дефектолог Татьяна Валерьевна Гогуадзе обязательно проводит и анализ почерка ребёнка. Для этого рекомендуется взять с собой тетради по русскому языку и математике.
Основные задачи анализа письменных работ — оценка сформированности нейродинамики чтения и письма, психоэмоционального состояния ребёнка и выявление истинных причин наличия трудностей с обучением, в частности, с почерком. Также обращается внимание на виды ошибок, которые совершает ребёнок на письме, так как некоторые из них могут говорить о наличии дисграфии.
Более того, анализ письменных работ позволяет дать семье базовые рекомендации по преодолению проблем с почерком и улучшению ситуации с обучением.
Анализ школьных письменных работ – неотъемлемая часть онлайн-программ Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе «Тренируйся и учись!». Анализ проводится в конце каждого месяца и позволяет оценить прогресс навыка письма у ребёнка в школьных тетрадях и понять, на какие упражнения надо сделать акцент, чтобы преодолеть имеющиеся трудности с обучением.
Записывайтесь на онлайн-диагностику в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, и мы поможем разобраться, почему у ребёнка плохой почерк, низкая грамотность, а также дадим рекомендации по решению проблем с обучением.