Ребёнок в течение длительного времени читает по буквам и слогам, часто переставляет их местами, совершает множество других ошибок при чтении? У него низкая скорость чтения, крайне неразборчивый и неаккуратный почерк? Он не может понять смысл прочитанного текста? Вполне возможно, что это дислексия. Но как узнать, если ли у ребёнка дислексия на самом деле?
Как правило, большинство родителей начинают с тестов на дислексию, которые в огромном количестве представлены в интернете. В статье разберём, почему большинство тестов на дислексию для детей и взрослых крайне малоинформативны и не могут дать однозначный ответ, есть ли дислексия на самом деле или трудности с обучением возникают по другой причине.
1. Тесты-опросники
Это наиболее распространённые варианты бесплатных онлайн-тестов на дислексию. При их прохождении предлагается ответить на 20-50 вопросов, которые касаются техники чтения и письма, психоэмоционального состояния, проблем, которые возникают при выполнении письменных и устных работ и т.д.
По итогам таких тестов будут в очередной раз обозначены проблемы, с которыми сталкивается ребёнок во время обучения. НО, в действительности дислексии может и не быть.
Потому что такой тест является опросником проблем и не отвечает на вопрос: «А почему есть проблемы с чтением и письмом», т.е. не выявляет и не показывает истинные причины проблем с обучением и на что следует опираться, чтобы выйти из проблем с чтением и письмом
2. Тесты по раннему выявлению дислексию
Такие тесты на дислексию применяются в ходе массовых профилактических осмотров детей 6-8 лет и предполагают выполнение детьми ряда заданий. Например:
- «Рядоговорение». Нужно перечислить по порядку месяца года и дни недели.
- «Ритмы». Ребёнок должен повторить за специалистом ритм, который он отбивает по столу карандашом или палочкой.
- «Составление рассказа по серии картинок». Ребёнку дают несколько картинок, по которым он должен составить рассказ, а потом ответить на вопросы специалиста.
Это только часть заданий, которые должны выполнить дети при прохождении теста на дислексию. За каждое из них начисляется определённое количество баллов, и по итоговому результату определяется склонность ребёнка к дислексии.
И здесь снова мы отмечаем, что такой тест направлен на выявление и констатацию проблем, но не даёт ответ на вопрос: «ПОЧЕМУ …и на какие способности надо опираться, чтобы выйти из проблем с чтением и письмом».
3. Тесты на оценку качества чтения
Один из самых распространённых тестов на дислексию и дисграфию у ребёнка – предложить ему прочитать какой-нибудь текст или дать письменное задание. Специалист в этом случае оценивает качество чтения, обращая внимание на ошибки, которые допускает ребёнок:
- проглатывание слов, окончаний, слогов;
- перескакивание со строки на строку;
- перестановка и замещение букв и слогов местами;
- необоснованные паузы между словами.
Аналогично проводится и тест на дисграфию, при выполнении которого специалист обращает внимание на специфические ошибки ребёнка при письме.
Но здесь опять же нужно отметить, что тесты направлены исключительно на выявление проблем и не помогают их решить на самом деле.
Что не так с тестами на дислексию?
Первый и ключевой недостаток тестов – они не учитывают природу дислексии, то есть оцениваются только проблемы, которые уже проявились в процессе обучения, поэтому в итоге родители получают констатацию факта: есть проблемы с чтением письмом. Такие тесты позволяют только ещё раз показать проблему, что является для ребёнка стрессом, который со временем может перерасти в психологическую травму, а родители не получают практических рекомендаций по выходу из кризиса обучения.
Тем временем в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе уже на протяжении более 10 лет проводится биометрическое исследование по узорам 10 пальцев рук, которое позволяет определить не только наличие или отсутствие дислексии у человека, но и узнать истинные причины возникших проблем с обучением и ответить на самый главный вопрос любой диагностики: «Что нужно делать?».
Наиболее информативной диагностикой является биометрическое исследование (биотест на дислексию), потому что дислексия – это генетически заложенная особенность в работе мозга. И когда мозг получает неправильную стимуляцию, то происходит нарушение в его функционировании, которое проявляется в нарушении синхронности работы полушарий. Именно это является основной причиной наличия ошибок в чтении и письме и в более тяжелых случаях проявления неврологического расстройства.
Значительный опыт, исследования и статистические данные за более чем 10 лет, а это более 2 000 проведенных биотестов на дислексию, позволяют Центру Дислексии Татьяны Гогуадзе констатировать тот факт, что традиционные тесты на дислексию не предполагают оценку функционирования мозга человека.
Второй недостаток состоит в том, что тесты чаще всего проходят в условиях, травмирующих психоэмоциональное состояние ребёнка. Для дислексика – чтение это уже большой стресс, а представьте, когда его заставляют читать или выполнять другие задания на время, причём в присутствии одного или нескольких специалистов.
Разумеется, что в такой обстановке ребёнок вряд ли сможет собраться и нормально прочитать текст.
Тест на дислексию должен объективно определять особенности в работе мозга человека
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе придерживаются мнения, что заставлять ребёнка с подозрением на дислексию читать и писать – недопустимо! Потому что он будет находиться в состоянии стресса, а значит, и диагностика дислексии будет необъективной.
Наиболее гуманный, а главное, эффективный (почти 100%-ная достоверность) тест на дислексию – это биометрическое исследование.
Биометрическое исследование, которое проводится в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе с 2013 года позволяет не только однозначно ответить на вопрос, есть ли у человека дислексия, но также:
- объективно оценить его психофизические особенности;
- помочь решить многие трудности в обучении;
- определить оптимальные методы обучения.
Биометрическое исследование – это абсолютно безболезненный и объективный тест на дислексию, при котором не требуется читать или писать. И даже если ребёнок будет нервничать или находиться в состоянии стресса, то это никак не отразится на итоговых результатах. Потому что для его прохождения требуется только сканирование узоров пальцев рук – всю остальную диагностику уже проводит эксперт.
Что такое биометрический тест на дислексию и как он проходит, подробно рассказываем в этих статьях:
- Биометрический тест на дислексию: что это такое?
- Как биометрическое исследование может помочь ребёнку справиться с трудностями в учёбе?
- Биометрическое исследование: что можно узнать о человеке по узорам пальцев.
Биометрическое исследование – это самый объективный тест на дислексию, который позволяет понять истинные причины наличия проблем с обучением как у детей, так и взрослых, выявить сильные/слабые стороны личности, которые необходимо учитывать в коррекции дислексии.
Пройти биометрическое исследование можно только в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе!
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.