Некоторые дети школьного возраста испытывают трудности с чтением, произношением отдельных звуков. Это может свидетельствовать о проблемах с развитием головного мозга. Своевременно диагностированная дислексия позволяет скорректировать состояние, предупредить последующие сложности в общении со сверстниками, обучением.
Что собой представляет и какие формы приобретает дислексия
Нарушение, провоцирующее расстройство навыков чтения, встречается примерно у 10% современных детей. Оно вызвано недостаточным развитием либо разрушением психических функций. Среди основных причин дислексии специалисты называют неврологические расстройства, которые имеют генетическую природу. Существует несколько форм данной патологии – это:
- мнестическая;
- аграмматическая;
- фонематическая;
- оптическая;
- семантическая;
- тактильная.
Мнестическая дислексия проявляется непониманием букв, отсутствием способности связать звук и графическое изображение. У детей с системным недоразвитием навыков речи чаще всего диагностируется аграматическая форма. Для нее характерно изменение падежей, окончаний глаголов, чисел существительных. Нарушение звукопроизношения – фонематическая дислексия. В данном случае возможны замещения схожих звуков, например, С и I или Б и П. При оптической форме не усваивается способность различать буквы, похожие между собой визуально – О и С или П и Н. Непонимание прочитанного текста свойственно для семантического расстройства. Тактильная дислексия встречается только у людей с очень низким или отсутствующим зрением.
Важность коррекции дислексии
Сегодня дислексия у школьников легко диагностируется специалистами. Центр Дислексии проводит биометрическое исследование. Эксперты подбирают схему и перечень коррекционных упражнений. Это значительно облегчает обучение и не только. Устраняются такие признаки, как коверкание слов и букв, ошибки в письме, неправильное удержание ручки, сниженная концентрация внимания, проблемы с памятью.
Первые признаки дислексии можно заметить у детей дошкольного возраста. Это речевое отставание, невозможность произношения предложений и больших слов. Младшие школьники часто переставляют буквы, путаются в цифрах, не могут читать даже по слогам. У них наблюдаются нарушенная координация движений, трудности с запоминанием материала. В среднем школьном возрасте ребенок отказывается читать, выполнять письменные и устные задания. Вероятнее всего у него будет крайне неразборчивый почерк. В старшем возрасте возможны многочисленные ошибки в письме, неспособность обобщать, систематизировать, пересказывать информацию, трудности с адаптацией к новым условиям.