Проблема зависимости от компьютерных игр актуальна как никогда ранее. По данным ВОЗ, каждый 10-й подросток имеет психические трудности, причиной которых является зависимость от игр и социальных сетей.
С точки зрения медицины, любая зависимость проявляется в виде расстройства мозговой деятельности, нарушений физического и психологического состояния человека, его социальной и даже духовной жизни. Если говорят, что человек от чего-то зависим, это означает, что он не способен контролировать своё поведение, воздерживаться от чего-то. Отношения с другими людьми у него отходят на второй план, а многие эмоциональные реакции становятся нездоровыми.
Поэтому зависимость от компьютерных игр – это особая, деформированная привязанность человека к миру видеоигр, в котором он «живёт по-настоящему», а реальный мир для него не существует. И всё, что мешает ему как можно больше времени проводить за играми, переходит в разряд ненавистных занятий: учёба в школе, работа, домашние обязанности и т.д.
Особенно опасна зависимость от компьютерных игр у подростков, так как в силу возраста они не способны понять масштабы проблемы и постепенно теряют способность адекватно воспринимать события в настоящей жизни. Часто даже доходит до того, что в реальности они продолжают мыслить игровыми (виртуальными) категориями и не могут объективно оценивать происходящие вокруг них события.
Причины зависимости от компьютерных игр
Одна из ключевых причин, почему тысячи подростков, да и взрослых людей попадают в зависимость от компьютерных игр, – это возможность получения лёгкого дофамина. Во время игры в крови повышается содержание дофамина, удовольствие возрастает, возбуждается нервная система, а приятные ощущения от игрового процесса подкрепляются как положительными, так и негативными эмоциями. В результате все остальные способы получения дофамина человек постепенно отвергают, ему хочется испытывать яркие ощущения от игр всё чаще и чаще.
Остальные причины, вызывающие игровую зависимость от компьютерных игр, носят больше второстепенный характер:
- Психологические факторы. Для многих подростков игры становятся способов борьбы со стрессом, эмоциональными проблемами.
- Доступность компьютерных игр и отсутствие контроля со стороны родителей. Более того, подростки часто подсаживаются на игры, потому что их родители сами в них играют.
- Отсутствие альтернативных занятий. Времена, когда каждый ребёнок ходил на какую-нибудь спортивную секцию, музыкальную школу или посещал другие клубы и кружки, давно прошли. Большинство детей после школы идут сразу домой, где единственным развлечением для них является компьютер.
- Низкая самооценка. Через игры дети и взрослые самоутверждаются, преодолевают таким образом комплекс неполноценности. Ведь в компьютерной игре намного проще быть успешным, смелым и отважным, чем в реальной жизни.
К каким последствиям может привести зависимость от компьютерных игр?
Очевидно, что данную проблему нельзя пускать на самотёк, так как чрезмерное увлечение ребёнком компьютерными играми отрицательно сказывается на всех сферах его жизни. В частности, данный вид зависимости может привести к:
- снижению когнитивных способностей, из-за чего ребёнок станет хуже учиться и даже может полностью отказаться от учёбы;
- уходу от реальной жизни и стремлению больше времени проводить за видеоиграми, что негативно скажется на его коммуникативных навыках;
- сложностям с изложением собственных мыслей;
- снижению концентрации внимания, рассеянности;
- различного рода психоэмоциональным проблемам;
- ухудшению физического здоровья;
- повышению утомляемости и раздражительности.
Почему так происходит? Дело в том, что любая компьютерная зависимость приводит к задержке развития обширных областей мозга, включая:
- паллидум (отвечает за отправку информации от базальных ядер к коре головного мозга через таламус);
- скорлупу (регулирование движения и влияние на различные виды обучения);
- гиппокамп (функция кратковременной памяти и последующий перевод информации в долговременную память);
- хвостатое ядро (участвует в организации и построении движения);
- таламус (играет важную роль в регуляции уровня сознания, процессов сна и бодрствования, концентрации внимания).
Как понять, что ребёнок попал в психологическую зависимость от компьютерных игр?
Об этом могут говорить следующие признаки:
- потеря интереса ко всему, кроме игр;
- повышенная тревожность, агрессия, конфликты с окружающими при ограничении игровой деятельности;
- нарастание сонливости и усталости в случае подавления желания играть;
- потеря во временном пространстве – человек с каждым разом играет всё дольше и дольше, возможно, даже днями и ночами;
- игрок длительное время находится практически в неподвижном состоянии, он как бы застывает в одной позе и только после выхода из игры испытывает усталость глаз, мышц шеи и спины;
- ребёнок становится агрессивным, конфликтным, замкнутым.
Как бороться с зависимостью от компьютерных игр?
Проблема уже настолько остро стоит, что многие медицинские центры предлагают услуги по лечению зависимости от компьютерных игр. Но можно ли самостоятельно помочь своему ребёнку и как это сделать?
Очевидно, что в первую очередь нужно полностью ограничить или свести к минимуму время, проведённое в виртуальном мире. Однако без предложения альтернативы компьютерным играм у ребёнка может резко ухудшиться психоэмоциональное состояние. Потому что так работает мозг – ему нужна дофаминовая подпитка!
С чего стоит начать? Для начала нужно составить вместе с ребёнком чёткий распорядок дня, где прописать время, отведённое для учёбы и отдыха. Дополнительно можно и даже нужно обустроить ему интеллектуальную комнату, чтобы сама обстановка подталкивала его к обучению, а не компьютерным играм.
Обязательно нужно начать больше времени уделять физической активности и выполнять упражнения, которые активизируют когнитивные способности и обеспечивают правильную стимуляцию полушарий мозга (при закреплении доминации левого полушария). А ещё важно добиться того, чтобы ребёнок как можно больше времени проводил за чтением книг, а не сидением за компьютером.
Как это реализовать на практике? Много полезной информации (методические рекомендации по выполнению физических упражнений, видеолекции и мастер-классы от ведущих экспертов) собрано в библиотеке онлайн-клуба «Родительская Академия».
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе также приглашает на свою программу «Интеллектуальные выходные» после которой многие дети решают свои проблемы с обучением, в том числе избавляются от зависимости от компьютерных игр и вместо гаджетов выбирают учёбу в школе и саморазвитие.