Дыхание – основа нашей жизни. Однако оно необходимо не только для осуществления газообмена, но и для выполнения такой важной функции, как речь. Речевое дыхание – ключевой компонент звучащей речи, оно выступает источником образования голоса и звуков. Именно от владения техникой речевого дыхания зависит плавность речи, её выразительность, умение соблюдать паузы и менять громкость.
Важно понимать, что речевое дыхание – это высоко координированный моторный навык, в процессе которого артикуляция и дыхание строго соотносятся. То есть человеку для красивой речи требуется во время высказывания делать короткий, но достаточно глубокий вдох и при этом рационально расходовать воздух при выдохе.
В нашем материале мы не будем разбирать речевое дыхание с точки зрения коррекции логопедических проблем, а поговорим о том, почему из-за нарушения речевого дыхания многие современные дети не могут нормально читать и писать.
Связь дыхания с чтением и письмом
От продолжительности выдоха напрямую зависит длительность фразы, которую ребёнок способен прочитать. Соответственно, чем дольше по времени длится его выдох, тем длиннее будет произносимая фраза. Однако правильное речевое дыхание влияет не только на качество чтения, но также и на письмо.
Почему так происходит? Недостаточно развитое речевое дыхание объясняется слабостью лёгких. Слабые лёгкие не позволяют многим детям быстро и аккуратно писать, потому что во время письма мы обычно проговариваем то, что пишем. А если у ребёнка довольно слабый выдох, а он ещё дополнительно не владеет техникой одновременной работы руки и регулирования ритма дыхания, то в итоге сбивается ритм письма, а вместе с ним начинают прыгать буквы.
Другими словами, чтобы красиво писать, нужно развивать речевое дыхание, чтобы школьнику хватало выдоха для написания нескольких слов.
Но это ещё не всё!
Когда в наш организм кислород поступает в недостаточном объёме, особенно в мозг и мышцы, то снижается физическая и умственная выносливость. Особенно это критично для детей, так как их мозгу начинает не хватать кислорода для нормальной работы, а значит, он не может справиться с учебной нагрузкой.
Отчётливо проблемы с речевым дыханием у школьников проявляются во время выполнения письменных работ, в частности, изложений и диктантов. Из-за нехватки кислорода мозг у детей быстрее устаёт, что приводит не только к ухудшению почерка, но и снижению грамотности: ребёнку становится сложнее применять правила и контролировать то, что он пишет.
Особенно от слабого речевого дыхания страдают дети-дислексики, большинство из которых изначально имеет серьёзные трудности с чтением и письмом. А если у них ещё не развито речевое дыхание, то им становится крайне сложно прочитать даже одно предложение без запинки.
Напомним ещё, что нехватка в организме кислорода в сочетании с неправильным дыханием часто становится причиной психоэмоциональных проблем. Происходит одновременное снижение и защитных свойств организма перед различными болезнями.
Признаки нарушения речевого дыхания
Понять, что ребёнок нуждается в формировании речевого дыхания, достаточно просто. Об этом свидетельствуют следующие признаки:
- Многие слова произносятся на выдохе и на вдохе.
- Преобладает поверхностное (грудное) дыхание.
- Во время произнесения фразы постоянно срывается голос, возникают неуместные паузы. Причина – перед началом речи заглатывается слишком мало воздуха.
- Неустойчивый ритм дыхания, который легко нарушается даже при минимальных физических нагрузках или эмоциональной реакции.
- Логоневроз.
Проверить уровень развития речевого дыхания у детей достаточно просто! Предложите им надуть воздушный шарик. Как ни странно, но многие школьники даже в возрасте 10-12 лет не в состоянии будут это сделать. И причина здесь не в качестве изготовления шариков, а в том, что дети не могут набрать в лёгкие требуемый объём воздуха и правильно потом его выдохнуть.
Упражнения для речевого дыхания
Целью всех упражнений является преодоление слабости лёгких. Также требуется выработать плавный длительный выдох, то есть ребёнок должен научиться одновременно дышать и говорить, а его речь при этом не должна прерываться, а быть как можно более плавной.
Важно! При работе над речевым дыханием нужно обязательно следить за тем, чтобы выдох был через рот и довольно продолжительным. Ведь именно на выдохе мы не только читаем и говорим, но и пишем с проговариванием!
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе развитие речевого дыхания является неотъемлемой частью коррекции дислексии и преодоления других трудностей с обучением. На программах «Успешный Старт», «Тренируйся и учись!» дети учатся правильно дышать, что помогает им лучше читать и аккуратнее писать.
Но и в домашних условиях можно самостоятельно выполнять упражнения для развития речевого дыхания:
- Прыжки на обыкновенной скакалке. Она является отличным тренажёром как для лёгких, так и мозга.
- Бег или продолжительные прогулки (желательно в быстром темпе) на свежем воздухе. Бег отлично тренирует дыхание, во время пробежки улучшается питание кислородом мозга, лёгких, сердца.
- Если не нравится бегать, то рекомендуем начать заниматься скандинавской ходьбой. Результаты будут аналогичны с пробежками.
Но самое эффективная тренировка речевого дыхания – это надувание простых воздушных шариков, так как оно заставляет сделать ребёнка более глубокий вдох и более продолжительный выдох.
Хотите, чтобы ваш ребёнок также писал?
Начните с развития речевого дыхания, которое отлично помогает улучшить почерк!
Коррекция речевого дыхания поможет научиться правильно читать вслух, выработать более аккуратный и ровный почерк, повысить скорость письма и даже выносливость к монотонному труду.
Одновременно организм начнёт получать больше кислорода, снизится уровень стресса, улучшится кровообращение головного мозга, а значит, у детей повысится и способность к обучению. И первый шаг на пути к этому – развитие речевого дыхания!