Распределение и переключение внимания – одна из важнейших способностей нашего мозга, от которой во многом зависит успешность обучения в школе. В статье разберёмся, что такое распределение внимания и как развивать этот навык.
Распределение внимания – это свойство/способность одновременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности. Например:
- Учитель, объясняющий материал на уроке, должен одновременно следить за содержанием своей речи, контролировать логику повествования, внимание и реакцию детей, при необходимости восстанавливать дисциплину и возвращать интерес учеников к теме занятия.
- Написание диктанта в школе. Распределённое внимание в этом случае необходимо для того, чтобы слышать учителя, одновременно писать и применять различные правила русского языка для проверки написанного.
Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее нашему мозгу концентрироваться и распределять внимание. Особенно нелегко мозгу приходится, когда нужно совмещать два вида умственной деятельности, что в первую очередь актуально для обучения в школе. Но эта когнитивная способность очень важна и во взрослой жизни. Если современный человек хочет добиться успеха на работе, то ему приходится быть «многозадачным» и «многофункциональным», другими словами, уметь распределять своё внимание.
Что такое переключение внимания
Это способность быстро переходить от одного вида деятельности к другому, и без овладения таким навыком невозможно эффективно распределять внимание.
Детям нужно уметь постоянно «переключаться» в школе даже в течение одного урока: от письменной деятельности к устной и наоборот, от лекционного материала педагога к письму. Также ученики должны уметь быстро переключиться на новый предмет, не застревая на прошлом уроке. Например, если первым уроком у ребёнка математика, а потом иностранный язык, а за ним география, то без развитой способности быстро переключать внимание,он не сможет быть одинаково продуктивным на всех занятиях.
Сложности с переключением внимания и его длительным удержанием имеют более 50% современных школьников!
Это становится причиной:
- низкого темпа работы на уроке;
- проблем с чтением и письмом;
- снижения уровня грамотности, так как ребёнок не может одновременно писать и применять правила для проверки написанного;
- развития различных психоэмоциональных проблем, вплоть до неврозов и стрессов;
- постоянных головных болей.
И если не научить ребёнка распределять и переключать внимание, то это неизбежно негативно скажется на качестве его жизни и во взрослом возрасте.
Кстати, корявый и крайне неаккуратный почерк – это один из самых верных признаков, что у ребёнка проблемы с переключением внимания. Ребёнок просто не может переключиться на новое движение.
Чаще всего проблемы с распределением внимания связаны с работой мозга, который тормозит все процессы.
Упражнения для тренировки распределения внимания
Основная цель всех упражнений – научить мозг одновременно выполнять несколько действий. Для школьников базовым навыком является умение следить глазами за строчкой, то есть видеть и понимать, что пишет рука.
Как только глаза во время чтения и письма перестанут прыгать по строчкам, из одного конца листа в другой, то качество чтения и письма резко возрастёт, что многократно доказано опытом работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе.
Во время коррекционных программ по методу Татьяны Гогуадзе дети активно работают по улучшению своих навыков распределять и переключать внимание, что в итоге помогает им преодолеть многие трудности с обучением.
Базовыми упражнениями, которые можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, являются:
- графокоррекция. Ежедневные занятия по 40-50 минут помогают не только исправить почерк, улучшить навык чтения, но и решить многие психоэмоциональные проблемы. Секрет графокоррекции кроется в том, что упражнение в буквальном смысле меняет работу мозговых ритмов. Ребёнок начинает видеть, что он пишет, за счёт чего ещё и повышается уровень грамотности.
- «Тучка-Солнышко». Базовое упражнение для тренировки переключаемости внимания. Ребёнку нужно лишь поочередно разжимать и сжимать кулаки. В дальнейшем к этому упражнению можно добавить занятия с эспандером, который по праву считается эффективным тренажером для мозга.
- «Бой мяча». Суперполезное упражнение для развития распределения внимания и решения проблем с почерком. Задача ребёнка – попеременно отбивать мяч от пола левой и правой рукой, при этом самому постоянно оставаясь на месте. Почему выполнять «Бой мяча» нужно всем школьникам, ответы здесь.
Массажёры для тренировки переключения внимания
На коррекционных программах в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для решения проблем с почерком и развития распределения внимания активно применяются специальные массажёры. С их помощью удаётся:
- улучшить зрительно-моторную координацию;
- сформировать способность нервной системы вовремя остановиться и переключиться с одного вида деятельности на другой;
- активизировать согласованную работу пальцев рук, которые участвуют в процессе письма;
- стабилизировать эмоциональный фон ребёнка при выполнении письменных работ.
Также рекомендуем к просмотру вебинар учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Контролирующий поведение мозг», из которого вы узнаете, как взять под контроль своё внимание, научиться его переключать и распределять.
Уважаемые родители!
Развивайте и тренируйте внимание у своих детей. Этот навык поможет им лучше учиться, быстрее справляться с различными задачами и повысит их успеваемость в школе.
Специалисты Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе также готовы помочь вашему ребёнку стать более продуктивным, собранным, ответственным за свои поступки. Применяемые методики в нашем Центре подходят как детям, так и взрослым.
Записывайтесь на консультацию – и мы вам обязательно поможем!