Яндекс Метрика
Спорт и мозг: как физическая активность сказывается на когнитивных функциях ребёнка
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как спорт влияет на мозг?

23.06.2025

Регулярная физическая активность – один из лучших способов профилактики различных заболеваний и поддержки тела в отличной форме. Но на этом бонусы от занятий физкультурой не заканчиваются, так как физические упражнения – это ещё и отличный способ развития детского мозга. Как физкультура влияет на мозг и почему каждому ребёнку необходимо заниматься физическими упражнениями? Об этом и поговорим в нашем материале.

Немного научных данных

За память и обучение в нашем мозге отвечает отдельная область – гиппокамп. Исследования показывают, что у людей, которые регулярно занимаются физическими упражнениями, гиппокамп увеличивается в объёме, а это положительно сказывается на работе с информацией. Например, у детей, которые ежедневно выполняют утреннюю гимнастику, в среднем на 15% выше результаты в тестах на память, чем у их менее активных сверстников.

Физические нагрузки также повышают в мозге уровень белка BDNF, который укрепляет связи между нейронами. Соответственно, чем чаще ребёнок занимается физической активностью, тем выше у него уровень BDNF.

Влияние спорта на мозг человека заключается и в том, что при физической активности усиливается кровоток, а значит, мозг получает больше кислорода и питательных веществ. Это повышает работоспособность, снижает усталость и улучшает концентрацию. Даже 20-минутная умеренная нагрузка (бег, катание на велосипеде) способна повысить скорость реакции на 10-15%.

Спорт развивает мозг и повышает нейропластичность!

Физические тренировки – это универсальный и самый доступный способ повысить нейропластичность мозга, то есть его способность выстраивать нейронные связи и адаптироваться к изменениям. Особенно этот процесс активно протекает в детстве, так как ребёнок ежедневно сталкивается с новой информацией, которую ему нужно переработать. По мере взросления человека количество новых нейронных связей уменьшается, а повреждённые связи восстанавливаются гораздо медленнее.

К тому же на нейропластичность отрицательно влияют стресс, несбалансированное питание, недостаток интеллектуальной нагрузки и малоподвижный образ жизни. А если регулярно заниматься спортом, то можно значительно замедлить этот процесс или даже обратить его вспять.

Важность спорта для развития мозга

Такой эффект достигается за счёт того, что спорт создаёт условия, в которых мозг вынужден постоянно развиваться и адаптироваться: ему нужно одновременно координировать движения, удерживать равновесие и принимать решения.

Когда же ребёнок осваивает новые движения и доводит технику их выполнения до автоматизма, мозг фиксирует сформированные нейронные связи. Этот же механизм работает и в умственной сфере: чем больше ребёнок будет уделять времени учёбе, тем легче он будет запоминать информацию, анализировать данные и справляться со стрессом. Это очень важно знать родителям детей с трудностями в обучении, поэтому в распорядке дня у таких детей должна быть и физическая, и интеллектуальная нагрузка.

Различные виды спортивных нагрузок по-разному влияют на мозг и нейропластичность:

  • Аэробные виды нагузок (бег, плавание, велотренировки) ускоряют рост нейронов и улучшают память. Даже 2-3 умеренных тренировок в неделю по 30-40 минут достаточно, чтобы запустить этот процесс.
  • Силовые тренировки лучше развивают нейронные сети, которые ответственны за самоконтроль и управление стрессом. Так происходит потому, что упражнения с собственным весом требует точных, осознанных движений, за счёт чего тело и мозг учатся адаптироваться к нагрузке.
Важно! Не все виды спорта одинаково полезны для развития детского интеллекта, особенно если речь идёт о детях с трудностями в обучении. Некоторые виды физической активности, наоборот, могут быть причиной того, что ребёнок испытывает трудности с обучением.

В своей книге «Спорт и детский интеллект» учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе объясняет, как связаны спорт и мозг, даёт новый взгляд на спортивные занятия с точки зрения решения проблем с обучением. В книге подробно разъясняется, какими видами спорта нужно заниматься детям с трудностями в обучении, а от каких, наоборот, лучше отказаться.

Влияние спорта на мозг

В чём ещё польза спорта для работы мозга?

Если же у ребёнка нет никаких проблем с обучением, то ему, конечно же, можно заниматься любым видом спорта. И эти занятия будут положительно сказываться на его здоровье и когнитивных функциях. Ведь любая физическая активность:

  • улучшает концентрацию внимания и учит грамотно распределять время;
  • развивает такие навыки, как самодисциплина, сила воли, ответственность за результат;
  • учит ставить перед собой цели и достигать их, укрепляя тем самым силу духа;
  • снижает уровень стресса и тревожности.

А ещё физическая активность помогает вырабатывать серотонин, дофамин и норадреналин – химические вещества, отвечающие за бодрость, мотивацию, психоэмоциональное состояние. Другими словами, спорт не только положительно влияет на работу мозга, но и придаёт человеку силы и уверенность в себе, что помогает ему преуспевать в учёбе и работе.