Яндекс Метрика
Для чего нужно развивать нейронные связи головного мозга и как они влияют на обучение ребёнка
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Без развития нейронных связей нет прогресса в обучении!

25.03.2025

Человеческий мозг можно смело назвать «пунктом управления» центральной нервной системы, так как он получает сигналы от органов чувств и затем передаёт их мышцам телам. Головной мозг состоит из более чем 100 млрд нейронов — клеток, которые служат основой нервной системы.

Нейрон, получая сигнал, с помощью электрических импульсов и химических веществ передаёт его дальше по цепочке, образуя таким образом нейронные связи. Эти связи не являются статичными. Они постоянно изменяются под воздействием различных факторов: стресса, возраста, обучения, опыта. Соответственно, они могут как укрепляться, так и ослабевать. Этот процесс называется пластичностью нейронных связей.

Формирование нейронных связей в головном мозге

Кроме передачи сигналов внутри головного мозга нейронные связи выполняют множество других полезных функций:

  • Обработка информации. Нейроны отвечают за приём, анализ, хранение и передачу информации, которая поступают из внутреннего и внешнего мира. С помощью нейронных связей мы понимаем и воспринимаем реальность, обучаемся и решаем различные проблемы, формируем и выражаем мысли, общаемся с другими людьми.
  • Регуляция функций организма. Через нейроны наш мозг контролирует и координирует работу всех систем и органов нашего тела. Благодаря им человек определённым образом реагирует на стресс и опасность, адаптируется к изменениям внешней среды и даже осуществляет двигательную активность.
  • Создание и переживание различных эмоциональных состояний: радость, страх, гнев, грусть, любовь, ненависть. При этом нейронные связи головного мозга регулируют продолжительность и интенсивность эмоций.
  • Формирование личности и самосознания, так как через нейронные связи человек создаёт и поддерживает представление о себе и своём месте в мире. Благодаря нейронам мы развиваем свои таланты, навыки, осознаём собственную уникальность и индивидуальность.

Нейронные связи мозга

А ещё развитие новых нейронных связей головного мозга важно для психического, физического, профессионального и личностного роста. И чем крепче нейронные связи головного мозга, тем легче человеку даётся обучение, освоение новых знаний. Ему становится проще адаптироваться к новым ситуациям, преодолевать трудности, находить смысл в жизни, строить гармоничные отношения как с окружающими, так и самим собой.

Что разрушает и нарушает нейронные связи головного мозга?

Самые очевидные и известные факторы, которые приводят к ослаблению и разрушению нейронных связей, – это употребление алкоголя, наркотических веществ, курение, различные заболевания мозга и нервной системы. Но эти причины в большей степени касаются людей старшего возраста.

Однако, как показывает диагностика и программы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, у многих современных школьников проблемы с обучением связаны как раз со слабым развитием нейронных связей головного мозга. У детей просто нет нужных и прочных связей, которые отвечают за навыки чтения и письма.

У школьников, в частности, основными причинами снижения активности нейронных связей и слабым развитием новых являются:

  • малоподвижный образ жизни, в первую очередь, отсутствие физической активности. А ведь именно регулярные тренировки стимулируют выработку белков, которые помогают расти и выживать нейронам, укреплять связи между ними. К тому же белки крайне важны для здоровья нервной системы и улучшения кровоснабжения мозга;
  • компьютерная зависимость и чрезмерное увлечение гаджетами. Как компьютерная зависимость влияет на мозг ребёнка и его способность к обучению, подробно разбираем в этом материале;
  • хронический стресс. Да, сегодня всё больше школьников из-за учебной нагрузки, проблем в детско-родительских отношениях живут в состоянии постоянного стресса, который разрушает нейронные связи и негативно сказывается на когнитивных функциях.

Что делать для восстановления и развития нейронных связей головного мозга?

Первое – регулярная тренировка и отработка навыков, формирование автоматизмов в движениях, оттачивание техники выполнения базовых физических упражнений. Таким образом, чем больше у ребёнка будет практических навыков и умений, тем больше и крепче будут формироваться его нейронные связи.

Второе – это письмо. Именно письмо активно создаёт нейронные связи. Письмо от руки учит ребёнка планировать свои действия, формулировать мысли, тренирует координацию. Письмо также развивает мышление, учит думать и анализировать, поэтому это мощнейший инструмент развития и укрепления нейронных связей.

Также развитию нейронных связей способствует изучение чего-то нового, так как любое обучение бесценно для мозга. Это может быть и чтение книг, и углубленное изучение школьного предмета, освоение какого-то полезного навыка. Например, в онлайн-клубе «Родительская Академия», созданного специально для родителей, которые самостоятельно помогают своим детям справиться с трудностями в обучении, одной из тем стало вязание и его влияние на развитие детского мозга.

Да, вязание можно рассматривать как эффективное средство для преодоления проблем с обучением, потому что в процессе вязания формируются новые нейронные связи, которые закрепляют и совершенствуют линейность в работе мозга.

Развитие нейронных связей в головном мозге

Детям очень важно как можно больше внимания уделять физической активности. Желательно, чтобы они регулярно занимались спортом, отдавая предпочтение циклической нагрузке, так как она лучше активизирует функции левого полушария мозга.

А если у вашего ребёнка нет возможности регулярно посещать спортивные занятия, то вы можете присоединиться к онлайн-тренировкам Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе. Они направлены на формирование в головном мозге новых нейронных связей, преодоление моторных трудностей и других причин, которые не позволяют современным детям нормально учиться.

Родителей, которые хотят самостоятельно помочь своему ребёнку, но не знают с чего начать и какие упражнения надо выполнять, приглашаем присоединиться к онлайн-клубу по подписке «Родительская Академия». Его библиотека постоянно пополняется материалами, где учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе и приглашённые эксперты делятся рекомендациями по обучению и воспитанию детей, говорят о том, что нужно делать для повышения когнитивных способностей школьников.

Среди полезных материалов «Родительской Академии» вы также найдёте «Методические рекомендации по тренировкам для детей с трудностями в обучении». Собранные в них упражнения позволяют не только укрепить тело ребёнка, но и за счёт активизации функций мозга и развития нейронных связей преодолеть многие трудности с обучением.