Метод врача-офтальмолога Тетериной Татьяны Прохоровны
Врач-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор,
академик Российской и Европейской академии естественных наук
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ БЛИЗОРУКОСТИ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИХ КОРРЕКЦИИ
Известно, что социальные, экологические и психоэмоциональные стрессовые перегрузки являются одним из пусковых факторов психосоматических нарушений, как у детей, так и у взрослых. Центром вегетативных, эмоциональных и мотивационных реакций на воздействие этих факторов служит лимбическая (диэнцефальная) система, где заложены внутренние «биологические часы». По системе взаимных обратных связей лимбическая система включает в ответную реакцию на те или иные раздражители почти все системы организма через таламус, гипоталамус и вегетативную нервную систему. В основе вегетативных нарушений лежат дисфункции кардио-васкулярного и дыхательного центров, расстройства интегративной функции ЦНС и компенсаторно-адаптивных механизмов, обеспечивающих гомеостаз. Это, в свою очередь, приводит к нарушению взаимодействий электромагнитной резонансной энергии в организме и развитию квантовой патологии. У детей школьного возраста, наиболее чувствительных к этим факторам, чрезмерное психоэмоциональное напряжение нередко приводит к развитию психосоматической реактивности и системной патологии, не поддающейся лекарственной терапии.
В связи с этим актуальной проблемой является разработка безлекарственных, неинвазивных и бесконтактных методов с использованием природных средств, обеспечивающих системный подход к коррекции нарушений функций регуляторных структур мозга и функциональных систем организма. Одним из таких средств может быть природный свет солнечной энергии, отвечающий всем требованиям натуротерапии и «подобия», что лежит в основе цветоимпульсной терапии, разработанной Т.П. Тетериной.
Цель работы: изучить частоту распространения и клинические проявления психосоматической патологии и ее роль в развитии близорукости у школьников; разработать системный подход к их коррекции.
Задачи:
- Провести анализ результатов обследования состояния здоровья у школьников.
- Определить частоту близорукости при синдромах психосоматических нарушений.
- Изучить эффективность цветоимпульсной терапии при дисфункции диэнцефальной системы, обусловливающей психосоматические нарушения.
Материал и методы
По результатам обследования органа зрения, проведенного автором, и материалам диспансеризации проанализировано состояние здоровья у 569 школьников одной из специализированных школ г. Москвы с углубленным изучением иностранных языков и других дисциплин и проведено динамическое наблюдение группы риска по близорукости в течение 3-х лет (1994-1997 гг.). Возраст контингента от 7 до 16 лет. Цветоимпульсная терапия проведена у 120 школьников.
Метод цветотерапии заключается в воздействии спектра видимого света на регуляторные структуры диэнцэфальной системы (гипоталамус, гипофиз, эпифиз и нейроны мозга) через зрительный анализатор. С помощью аппарата для цветолечения, представляющего собой очки с излучателями разного спектра, осуществляется трансформация ритмически пульсирующего потока света в мозг, что обеспечивает улучшение биоэлектрической активности нейронов зрительной системы и мозга. Продолжительность одного сеанса до 10 минут, курс лечения — 10-15 сеансов.
Результаты
Из числа обследованных школьников психосоматические отклонения были выявлены у 32%; среди учащихся 1-х классов — 15,6%; 5-6 классов — 58,2%; 7- 8-х классов — 23,9%, 9-11-х классов — 38,3%. Близорукость составила соответственно 8,8%, 29,5%, 30,4% и 26,7%. Среди 182 школьников с психосоматическими нарушениями установлено 753 различных симптома, отражающих полиморфизм данной патологии. Ведущими симптомами у детей были головные боли, синдром хронической утомляемости, снижение умственной работоспособности, зрительный дискомфорт, дисфункции сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, симптомы гелио- метеопатии. У 60% школьников С прогрессирующей близорукостью наблюдались синдромы психосоматической патологии, обусловленные диэнцефальными нарушениями. После цветотерапии у школьников с начальной миопией нормализация зрительных функций наблюдалась в 46,8% случаев, а в 43,2% - улучшение зрения достигало в среднем до 0,8.
Таким образом, положительный эффект при начальной миопии составил 90%. В группе детей с прогрессирующей миопией снижалась степень миопической рефракции и достигалась ее стабилизация. У всех детей исчезали синдромы психосоматических нарушений.
Выводы:
- Наибольший удельный вес психосоматических нарушений наблюдается среди учащихся 5-6 классов, что указывает на слабую психоэмоциональную адаптацию у детей 10-11 лет к чрезмерной учебной нагрузке, психогенным и гелиоэкологическим факторам.
- Психосоматические нарушения, обусловленные дисфункцией диэнцефальной системы, могут быть одной из причин близорукости.
- Цветоимпульсная коррекция регуляторных структур мозга через зрительный анализатор является эффективным методом коррекции системной патологии организма человека.
- Цветокоррекция обладает высокой эффективностью в профилактике школьной близорукости.
- У детей с прогрессирующей миопией после цветотерапии снижается степень миопической рефракции, что является показателем профилактики прогрессирования миопии.
ЦВЕТОТЕРАПИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ БЛИЗОРУКОСТИ
Близорукость (миопия) — это способность глаза хорошо видеть предметы вблизи, но плохо вдали. При рассматривании далеко удаленных предметов близорукие лица прищуривают глаза, отсюда «миопия» - от греческого «мио» - щуриться, а «опсис» - взгляд, зрение. Термин «миопия» впервые ввел Аристотель (384-322 гг. до н.э.).
Близорукий глаз видит в кругах светорассеивания в результате того, что лучи света от рассматриваемого предмета фокусируются впереди светочувствительной оболочки глаза — сетчатки. Поэтому изображение каждой точки предмета на сетчатке имеет вид размытого круга, а сам предмет близорукий видит расплывчатым, нечетким. При прищуривании диаметр зрачка и круги светорассеивания уменьшаются, а зрение несколько улучшается.
Близорукость может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего у школьников. Признаками начинающейся близорукости являются: снижение зрения вдаль, приближение книги к глазам при чтении, а во время письма ребенок низко склоняет голову. Школьник уже не видит со своей парты, что написано на классной доске, изображения на экране телевизора, представления на сцене в театре, поэтому близорукие дети стараются сесть поближе к экрану телевизора, а в классе вынуждены пересесть на первую парту.
Нередко длительная зрительная работа на близком расстоянии, чтение текста книги или газеты с мелким шрифтом, особенно лежа и при недостаточном освещении, работа с компьютером часто приводят к чрезмерному утомлению мышц глаза. Утомление мышц глаза может быть причиной нарушения конвергенции и бинокулярных зрительных функций, что обусловливает косоглазие, зрительный дискомфорт, боли в области переносья и надбровных дуг, чувство песка и рези в глазах и даже головные боли, которые иногда могут сопровождаться тошнотой и рвотой. При чтении текст расплывается, очертания букв раздваиваются, дальнейшее чтение становится невозможным. Эти симптомы являются признаками чрезмерного зрительного утомления, что оказывает неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма и приводит к развитию симптомов неврастенического синдрома. У детей усиливаются головные боли с локализацией в области лба и затылка, нарушается сон, возникает сердцебиение, особенно в ночное время, снижаются память и умственная работоспособность, возникают чувства страха, раздражительность, нервозность и неуравновешенность психики.
Гиподинамия и длительное вынужденное положение головы при зрительной работе на близком расстоянии могут быть причиной цервикального синдрома, связанного с нарушениями функций в шейном отделе позвоночника. Симптомами цервикального синдрома являются боли в области плеча и предплечья, тугоподвижность и боли при поворотах головы, что обусловливается контрактурой или спастическим напряжением шейных мышц.
Это, в свою очередь, приводит к сдавливанию пограничного симпатического ствола, что может быть причиной афферентного раздражения ретикулярной формации и лимбической системы мозга, включающей в себя гипоталамус, таламус и вегетативную нервную систему (ВНС). Лимбическая система передает сигналы раздражения в кору головного мозга, а мозг, получив эту информацию, формирует поток импульсов и посылает эфферентную патологическую импульсацию по системе обратных связей в лимбическую систему, которая через гипоталамус, таламус и ВНС включает в ответную реакцию все системы организма, в том числе и структуры органа зрения. Избыточные импульсы, поступающие в зрительную сферу, приводят к нарушению четкости зрительного восприятия.
Вегетативные нарушения являются основной причиной дисфункций кардио-васкулярного и дыхательного центров, расстройств компенсаторно- адаптивных механизмов и интегративной функции центральной нервной системы (ЦНС). У детей школьного возраста развивается чрезмерное психоэмоциональное напряжение, что может быть причиной развития психосоматической реактивности и синдрома хронической утомляемости организма.
Таким образом, возникает порочный круг, усугубляющий зрительную работоспособность, что может быть одним из пусковых факторов в развитии миопии, особенно у детей, генетически предрасположенных к близорукости.
В настоящее время общепризнанным критерием оценки работоспособности зрительного анализатора являются показатели функций аккомодационного аппарата глаза. Однако известно, что напряженная зрительная работа на близком расстоянии приводит к сдвигам не только в моторной системе, т.е. в аппарате аккомодации, но и на всех уровнях сенсорной системы зрительного анализатора. В первую очередь происходят сдвиги в бинокулярных зрительных функциях, что проявляется в снижении скорости переработки зрительной информации, а затем уже присоединяется снижение функций аппарата аккомодации.
Следовательно, дисфункция аккомодационного аппарата в патогенезе близорукости носит вторичный характер.
Сочетание функциональных зрительных расстройств с цервикальным синдромом и дисфункцией ВНС, как правило, сопровождается нарушениями временных ритмических процессов (биоритмов) в организме. Неоднозначность природы зрительного утомления (сенсорное, двигательное и смешанное), нередко сочетающегося с выраженным общим утомлением, указывает на необходимость исследования не только функций аккомодационного аппарата глаза, но и ритмических патофизиологических характеристик, которые играют немаловажную роль в патогенезе, как зрительных расстройств, так и нарушений здоровья в целом. Одной из таких характеристик, позволяющих оценить состояние зрительной работоспособности, является скорость зрительного восприятия.
Из методов исследования временных характеристик зрительной системы заслуживает внимание способ исследования времени восприятия цветового последовательного контраста. Однако данный способ не позволяет дифференцировать скорость зрительного восприятия каждого глаза в отдельности в момент бификсации, т.е. в акте бинокулярного зрения, поскольку этот способ основан на анализе следовых бинокулярных реакций, т.е. реакций обоих глаз одновременно.
Наиболее достоверные сведения о скорости монокулярных зрительных восприятий в момент бификсации объекта позволяет получить способ Т.П. Тетериной. Данный способ заключается в исследовании феномена бинокулярного соперничества, отражающего ритмы зрения поочередно правого и левого глаза и соответственно сканирующий характер зрительного восприятия на уровне зрительной коры головного мозга. Ритмы зрения отражают работу двух полушарий головного мозга, что имеет значение для диагностики заболеваний головного мозга.
Исследования ритмов зрения (РЗ), проведенные нами у здоровых школьников, показали, что при бификсации светящегося экрана в очках с красно-зелеными светофильтрами дополнительных цветов происходит чередование окрашивания экрана то в красный, то в зеленый цвет, что указывает на ритм чередования зрения то правым, то левым глазом с интервалом в 2-4 секунды. У детей в возрасте от 8 до 12 лет число РЗ составляет в среднем 9,0+ 0,33; а = +1,9 пер/мин.
У близоруких детей с признаками психосоматических заболеваний и синдрома хронического утомления наблюдаются нарушения скорости, периодичности и синхронности РЗ. Степень нарушения их зависит как от тяжести общего заболевания, так и от той или иной фазы функционального парабиоза, по Е.Н. Введенскому. Так, при 5-ти минутной бификсации в красно-зеленых светофильтрах в ряде случаев наблюдается так называемая парадоксальная фаза, которая характеризуется учащением РЗ и их асинхронностью. При значительно выраженном общем и зрительном утомлении может наблюдаться тормозная фаза функционального парабиоза, при которой происходит снижение частоты и асинхронность РЗ и даже исчезновение ритмов, начиная с 3-й минуты бификсации.
Т.П. Тетериной разработан неинвазивный, бесконтактный метод профилактики близорукости, сочетанной с психосоматической патологией, неподдающейся лекарственной терапии. В основе метода лежит воздействие гипофиз, эпифиз) через зрительный анализатор с помощью аппарата цветоимпульсной терапии.
В основе технологии цветотерапии по методу Т.П.Тетериной лежат 4 основных принципа «подобия»:
- Воздействие природным ритмически пульсирующим спектром видимого (солнечного) света («натуротерапия») через зрительный анализатор.
- Щадящая, специфичная для больного органа, пороговая или субпороговая цветостимуляция.
- Биологическая обратная связь, заключающаяся в зеркальном отображении ответной реакции макулы (желтого пятна) сетчатки глаза (энтоптический феномен Тетериной) на цветовые стимулы.
- Биологическая обратная связь нейронов мозга, заключающаяся в пульсации диафрагмированных цветовых зрительных полей в ответ на цветовые стимулы.
Эти принципы цветоимпульсной терапии обеспечивают активацию нейронов коры и подкорковых структур головного мозга (гипоталамуса, гипофиза, эпифиза и др.). Это, в свою очередь, приводит к нормализации или улучшению механизмов адаптации организма к экстремальным условиям внешней среды, включая гелиогеофизические возмущения атмосферы и магнитные бури. Наряду с этим осуществляется коррекция ритмов зрительной системы и мозга, а также и здоровья организма в целом.
Об эффективности цветоимпульсной терапии в профилактике школьной близорукости и ее прогрессирования свидетельствуют следующие показатели.
1. У школьников с начальной близорукостью (рефракция - миопия до 1,0 дптр) в 46,8% случаях после одного курса цветотерапии восстанавливается физиологическая рефракция (эмметропия) и соответственно нормализация остроты зрения (равной 1,0). У остальных детей (53,9%) уменьшается степень миопической рефракции и сила корригирующих стекол. Острота зрения без коррекции до лечения в среднем равнялась 0,32, а после цветотерапии в среднем достигла 0,8. 45% детей этой группы до лечения нуждалось в очковой коррекции, а после цветотерапии у них отпала необходимость в ношении очков в связи с восстановлением высокой остроты зрения.
Таким образом, после цветотерапии острота зрения улучшается более чем в 2 раза и составляет в пределах 0,8-1,0. Следовательно, цветотерапия может быть эффективным методом профилактики развития близорукости при начальных признаках ее проявления.
2. В группе школьников с прогрессирующей близорукостью (от 2,0 дптр и выше) после цветотерапии достигается снижение степени миопической рефракции, ее стабилизация и улучшение остроты зрения без коррекции. Из общего числа детей, нуждавшихся в очковой коррекции, после одного курса цветотерапии у 50% отпала необходимость в постоянном ношении очков.
Следовательно, цветотерапия может быть методом профилактики прогрессирования имеющейся у пациента близорукости.
У детей с близорукостью после цветотерапии исчезают симптом системной психосоматической патологии, которые могли быть причиной развития близорукости и ее прогрессирования.
Цветотерапия обладает высокой эффективностью в профилактике и лечении близорукости не только у детей, но и у взрослых пациентов. Метод обеспечивает улучшение общего состояния здоровья близоруких пациентов, страдающих сопутствующими психосоматическими нарушениями в организме. При этом значительно сокращаются сроки лечения.
ГЛАЗА – ЗЕРКАЛО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Более 3 тысяч лет назад в Индии, Китае, Египте болезни человека распознавали по глазам. Особое значение придавали радужке, так как уже тогда знали о ее связях с организмом. В те далекие времена широкое распространение получил метод диагностики болезней по радужке - иридодиагностика. Но не только по радужке, но и по внешнему виду глаз можно получить ценную информацию о состоянии здоровья человека и о заболевании того или иного органа.
Недаром говорят: “Глаза — цветок печени”. Одним из первых признаков нарушения функции печени является изменение цвета белочной оболочки (склеры), которая принимает желтушный цвет. При этом больные испытывают неприятные ощущения в глазах: рези, слезотечение, дискомфорт при зрительной работе, что вынуждает их обращаться за помощью не к терапевту, а к окулисту. Но он не находит нарушений со стороны глаз, и, следовательно, они не нуждаются в лечении, что вызывает неудовлетворенность у пациента.
Немаловажным является и синдром “Оловянных глаз”, когда у человека в глазах нет ни блеска, ни сияния. Такие глаза наблюдаются преимущественно у лиц преклонного возраста. Однако в молодом возрасте и даже у детей этот синдром может быть признаком хронической утомляемости, депрессии, наркомании, психосоматических нарушений, преждевременного старения организма.
Очень часто расстройства гормонального равновесия в нейроэндокринной системе могут быть одной из главных причин нарушений зрительных функций и проявлений многообразия глазных симптомов и синдромов и других систем (сердечно-сосудистой, вегетативной, нервной, мочеполовой и др.).
В связи с тем, что при подобной системной патологии на первый план выступают глазные симптомы, пациенты вынуждены обращаться за медицинской помощью, прежде всего, в офтальмологические учреждения. Однако там проводится в основном местное медикаментозное или оперативное лечение болезней глаз, что не всегда производит положительный эффект. Это можно объяснить тем, что такое лечение направлено не на причину болезни, а на ее следствие.
Главной причиной расстройства нейроэндокринной системы является нарушение функции гипоталамуса. При этом пусковым фактором могут быть, нервно-психический стресс, черепно-мозговые травмы и др.
Какую роль играет гипоталамус в организме? Существуют ли средства лечения при его нарушениях?
Гипоталамус — внутреннее «Солнце» нашего организма, где заложены биологические — часы, обеспечивающие все ритмические и фотоэнергетические процессы и реакции на всех уровнях жизнедеятельности организма. Но роль вечного двигателя часов внутреннего солнца, т.е. гипоталамуса, играет солнечная энергия небесного светила — Солнца, которая подается спектром видимого света через глаза, а точнее — через сетчатку и зрительный нерв, тесно связанные с гипоталамусом.
Многие ученые мечтали найти такое химическое средство, с помощью которого можно было бы управлять внутренними часами. Они полагали, что путем впрыскивания тончайшей иголочкой в ядра гипоталамуса специальных лекарственных веществ можно не только излечить многие болезни, но и приостановить старость. Но эта мечта обречена на провал, так как подобное грубое вмешательство в нежнейшие и сложнейшие структуры мозга может быть чрезвычайно опасным для жизни человека.
Поэтому необходим совершенно другой подход к коррекции механизма регуляции жизнедеятельности организма, т.е. внутреннего «Солнца» -— гипоталамуса.
Т.П. Тетериной впервые разработан новый метод коррекции не только зрительной системы, но и регуляторных структур гипоталамуса, гипофиза, а через них и нарушений других систем организма (эндокринной, сердечно- сосудистой, мочеполовой и др.).
В основе нового подхода к коррекции здоровья человека лежат три основных принципа «подобия»:
- принцип натуротерапии, заключающийся в использовании природного спектра солнечной энергии с целью воздействия на структуры мозга через зрительный анализатор. Этот принцип отвечает требованиям неинвазивной и безлекарственной терапии, что имеет важное значение для больных с лекарственной аллергией, особенно детского возраста;
- принцип ритмического воздействия на структуры мозга с взаимной обратной связью с целью достижения коррекции и синхронизации физиологических ритмов и резонансного взаимодействия электрон-систем и компенсаторно-адаптивных механизмов в организме;
- принцип щадящей, специфичной для больного органа пороговой стимуляции, способной восстановить возбудимость нейронов и их рефлекторную проводимость, необходимую для резонансного взаимодействия электрон-системы организма с электрон-системой солнечной энергии.