Амбидекстер – это человек, который одинаково эффективно владеет и правой, и левой рукой. То есть все действия обеими руками он выполняет с равным качеством, точностью и скоростью.
Если обратиться к статистике, то в мире около 15% – левшей, более 83% – правшей и всего около 2% амбидекстеров. Но многие дети примерно до четырёх лет совершенно свободно владеют двумя руками. Например, ребёнок рисует левой рукой, а ложку держит правой. Такое поведение вполне нормально и объясняется тем, что головной мозг ещё не определился, какая рука является основной. В норме к 6 годам становится точно ясно – правша ребёнок или левша.
От природы детей-амбидекстеров – не более 2%, однако родители, когда видят, что их ребёнок одинаково ловко владеет и правой, и левой рукой, начинают поддерживать эту тенденцию. И происходит это чаще из-за того, что обоерукость якобы считается признаком гениальности и ребёнок-амбидекстер сразу получает преимущества по жизни.
Такое мнение основано на том, что амбидекстеры одинаково эффективно пользуются потенциалом как левого, так и правого полушария мозга. А значит, у них:
- отлично развиты творческие и логические способности;
- изначально более высокий уровень развития интеллекта;
- лучше развита способность справляться с многозадачностью;
- процесс освоения различного оборудования, в том числе и музыкальных инструментов, проходит намного быстрее.
Но важно учитывать, что это актуально только для взрослых и ни в коем случае не для детей! У детей амбидекстрия вызывает задержку общего развития.
Поэтому видя, что ребёнок многие действия уверенно делает и правой, и левой рукой, зачастую родители решают сделать его амбидекстером. В интернете представлено множество упражнений, которые помогают развить обоерукость. Все они сводятся к тому, что в равной степени стимулируются правое и левое полушария мозга.
Но мы данным материалом ещё раз хотим предостеречь родителей и педагогов от ошибки и пояснить, что развитие обоерукости у детей, которые ещё не овладели навыками чтения и письма, приводит к негативным последствиям в обучении, а именно снижению обучаемости.
В чём опасность амбидекстрии в детском возрасте?
Свободное владение ребёнком обеими руками чаще всего является признаком не гениальности, а задержки в формировании латерализации (доминации в работе полушарий мозга) либо ярко выраженной рассогласованности в работе полушарий мозга.
Что важно знать про обоерукость?
На практике дети, у которых правая и левая рука находятся в одинаковой активности, очень часто сталкиваются с серьёзными проблемами в обучении и психоэмоциональными трудностями, что может ярко проявляться в нарушении не только учебного поведения, но и социализации.
Особенно трудно в обучении приходится тем детям, у которых доминирует левая рука, потому что левая рука естественным образом формирует доминацию правого полушария. Это в свою очередь провоцирует активное воображение, иррациональное мышление, склонность к фантазированию, что затрудняет развитие функций левого полушария и не даёт использовать возможности логического мышления.
Решением является правая рука, потому что…
Всё, что мы делаем правой рукой, стимулирует работу левого полушария, которое отвечает за логическое мышление, понимание причинно-следственных связей и абстрактного материала.
Именно от развитости логического мышления напрямую зависит успешность обучения ребёнка и освоение им нового материала.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Кроме того, если родители целенаправленно стараются сделать своего ребёнка амбидекстером, то, это приведёт к рассогласованности в работе полушарий мозга и задержке когнитивного и эмоционально-волевого развития. А это в свою очередь станет причиной появления дополнительных проблем. Таких как:
- сложность концентрации внимания и сосредоточенности на выполнении одного действия;
- неуравновешенность в поведении;
- гиперактивное поведение и развитие синдрома недостатка внимания;
- выраженные проблемы с почерком и пониманием информации.
Поэтому, даже если ребёнок-амбидекстер, то сохранение обоерукости приведёт к рассогласованности в работе полушарий мозга. Результатом этого станет торможение процесса латерализации (определение доминантного полушария мозга), а следом ребёнок начнёт отставать в психологическом развитии, у него могут появиться неврозы и другие психоэмоциональные проблемы.
Какие можно сделать выводы?
Не надо стремиться к тому, чтобы ребёнок стал амбидекстером! Уже в дошкольном возрасте надо начинать поощрять выбор правой руки, потому что именно правая рука естественным образом стимулирует развитие функций левого полушария, что имеет критически важное значение для успешного обучения в школе.
Вот почему активизация и выбор правой руки ещё в дошкольном возрасте будет являться естественной профилактикой трудностей в обучении и в особенности в обучении письму.
И не стоит бояться, что чувственная правополушарная сфера с закреплением доминации правой руки уйдёт на второй план. Наоборот, эмоциональное выражение будет более адекватным и главное будут формироваться предпосылки к саморегуляции эмоций.
Эти выводы проверены практикой Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, так как суть коррекции дислексии, дисграфии и СДВГ, преодоления рассогласованности в работе полушарий мозга по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе как раз и заключаются в обеспечении и закреплении доминации левого полушария мозга.
Уважаемые родители, если вы наблюдаете у своего ребёнка проявления обоерукости, мы рекомендуем пройти биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, чтобы определить природную доминацию в работе мозга и помочь ребёнку сформировать правильную латерализацию.