Яндекс Метрика
Как стать амбидекстером и нужно ли это? Что делать, если ребёнок – амбидекстер?
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Ребёнок-амбидекстер: это точно повод для гордости?

10.11.2023

Амбидекстер – это человек, который одинаково эффективно владеет и правой, и левой рукой. То есть все действия обеими руками он выполняет с равным качеством, точностью и скоростью.

Если обратиться к статистике, то в мире около 15% – левшей, более 83% – правшей и всего около 2% амбидекстеров. Но многие дети примерно до четырёх лет совершенно свободно владеют двумя руками. Например, ребёнок рисует левой рукой, а ложку держит правой. Такое поведение вполне нормально и объясняется тем, что головной мозг ещё не определился, какая рука является основной. В норме к 6 годам становится точно ясно – правша ребёнок или левша.

Ребёнок-амбидекстер пишет двумя руками

От природы детей-амбидекстеров – не более 2%, однако родители, когда видят, что их ребёнок одинаково ловко владеет и правой, и левой рукой, начинают поддерживать эту тенденцию. И происходит это чаще из-за того, что обоерукость якобы считается признаком гениальности и ребёнок-амбидекстер сразу получает преимущества по жизни.

Такое мнение основано на том, что амбидекстеры одинаково эффективно пользуются потенциалом как левого, так и правого полушария мозга. А значит, у них:

  • отлично развиты творческие и логические способности;
  • изначально более высокий уровень развития интеллекта;
  • лучше развита способность справляться с многозадачностью;
  • процесс освоения различного оборудования, в том числе и музыкальных инструментов, проходит намного быстрее.
Но важно учитывать, что это актуально только для взрослых и ни в коем случае не для детей! У детей амбидекстрия вызывает задержку общего развития.

Поэтому видя, что ребёнок многие действия уверенно делает и правой, и левой рукой, зачастую родители решают сделать его амбидекстером. В интернете представлено множество упражнений, которые помогают развить обоерукость. Все они сводятся к тому, что в равной степени стимулируются правое и левое полушария мозга.

Но мы данным материалом ещё раз хотим предостеречь родителей и педагогов от ошибки и пояснить, что развитие обоерукости у детей, которые ещё не овладели навыками чтения и письма, приводит к негативным последствиям в обучении, а именно снижению обучаемости.

В чём опасность амбидекстрии в детском возрасте?

Свободное владение ребёнком обеими руками чаще всего является признаком не гениальности, а задержки в формировании латерализации (доминации в работе полушарий мозга) либо ярко выраженной рассогласованности в работе полушарий мозга.

Что важно знать про обоерукость?

На практике дети, у которых правая и левая рука находятся в одинаковой активности, очень часто сталкиваются с серьёзными проблемами в обучении и психоэмоциональными трудностями, что может ярко проявляться в нарушении не только учебного поведения, но и социализации.

У ребёнка-амбидекстера активны оба полушария мозга

Особенно трудно в обучении приходится тем детям, у которых доминирует левая рука, потому что левая рука естественным образом формирует доминацию правого полушария. Это в свою очередь провоцирует активное воображение, иррациональное мышление, склонность к фантазированию, что затрудняет развитие функций левого полушария и не даёт использовать возможности логического мышления.

Решением является правая рука, потому что…

Всё, что мы делаем правой рукой, стимулирует работу левого полушария, которое отвечает за логическое мышление, понимание причинно-следственных связей и абстрактного материала.

Зачем стимулировать левое полушарие мозга

Именно от развитости логического мышления напрямую зависит успешность обучения ребёнка и освоение им нового материала.

Кроме того, если родители целенаправленно стараются сделать своего ребёнка амбидекстером, то, это приведёт к рассогласованности в работе полушарий мозга и задержке когнитивного и эмоционально-волевого развития. А это в свою очередь станет причиной появления дополнительных проблем. Таких как:

  • сложность концентрации внимания и сосредоточенности на выполнении одного действия;
  • неуравновешенность в поведении;
  • гиперактивное поведение и развитие синдрома недостатка внимания;
  • выраженные проблемы с почерком и пониманием информации.

Поэтому, даже если ребёнок-амбидекстер, то сохранение обоерукости приведёт к рассогласованности в работе полушарий мозга. Результатом этого станет торможение процесса латерализации (определение доминантного полушария мозга), а следом ребёнок начнёт отставать в психологическом развитии, у него могут появиться неврозы и другие психоэмоциональные проблемы.

Какие можно сделать выводы?

Не надо стремиться к тому, чтобы ребёнок стал амбидекстером! Уже в дошкольном возрасте надо начинать поощрять выбор правой руки, потому что именно правая рука естественным образом стимулирует развитие функций левого полушария, что имеет критически важное значение для успешного обучения в школе.

Вот почему активизация и выбор правой руки ещё в дошкольном возрасте будет являться естественной профилактикой трудностей в обучении и в особенности в обучении письму.

И не стоит бояться, что чувственная правополушарная сфера с закреплением доминации правой руки уйдёт на второй план. Наоборот, эмоциональное выражение будет более адекватным и главное будут формироваться предпосылки к саморегуляции эмоций.

Эти выводы проверены практикой Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, так как суть коррекции дислексии, дисграфии и СДВГ, преодоления рассогласованности в работе полушарий мозга по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе как раз и заключаются в обеспечении и закреплении доминации левого полушария мозга.

Уважаемые родители, если вы наблюдаете у своего ребёнка проявления обоерукости, мы рекомендуем пройти биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, чтобы определить природную доминацию в работе мозга и помочь ребёнку сформировать правильную латерализацию.