Яндекс Метрика
Как занятия музыкой влияют на обучение в школе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Занятия музыкой часто является причиной проблем с учёбой: чего не знают родители

29.10.2025

В стремлении помочь ребёнку с трудностями в обучении родители часто пробуют самые разные методы. Среди популярных рекомендаций можно встретить и совет заниматься музыкой. Логика кажется простой: раз уж есть трудности с координацией, вниманием и переключением, то игра на инструменте, где нужно читать ноты, координировать движения пальцев и считать ритм, должна помочь. К тому же доказано, что музыка развивает мозг, улучшает память, тренирует мелкую моторику. Однако практика Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что музыкальные занятия могут даже усугубить проблемы с обучением у ребёнка.

Музыка развивает навык письма: так ли это на самом деле?

Одна из распространённых ошибок – предположение, что развитие мелкой моторики при игре на музыкальном инструменте автоматически переносится на навыки письма. На самом деле постановка пальцев при письме и при игре на инструменте – принципиально разные движения. Поэтому при игре на музыкальных инструментах формируются совершенно другие нейронные связи, которые не имеют никакого отношения к моторике письма.

Письмо – это не просто движение руки. Это сложный акт, включающий:

  • визуальное восприятие букв;
  • фонематический слух (умение различать звуки);
  • пространственную ориентацию на листе;
  • чёткую последовательность движений;
  • самоконтроль за грамматикой и орфографией;
  • постоянное внутреннее проговаривание.

При письме кисть и предплечье опираются на стол, работают в определённом, ограниченном пространстве. Движения руки мелкие, ритмичные и монотонные. Игра на музыкальных инструментах, например, струнных – это свободная, крупная моторика. Рука находится на весу, движения пальцев левой руки – сильные, нажимные (чтобы прижать струну), а правой – размашистые. Мозг заучивает совершенно иную, неприменимую к письму, мышечную память. Никакое «знание, где третий лад» не помогает ребёнку понять, как пишется слово «жужжать» или почему после шипящих пишется «и», а не «ы».

Таким образом, развивая «музыкальную» моторику, мы не тренируем «письменную». Мы просто учим мозг ещё одному, отдельному навыку, что создаёт дополнительную нагрузку на и без того перегруженную нервную систему ребёнка.

«Переключение» при игре на инструменте

Да, игра на домре, скрипке и других инструментах требует переключения между пальцами, струнами, ритмами. Но это сенсомоторное переключение, управляемое пространственным вниманием и координацией.

А вот переключение при письме относится к когнитивно-речевым функциям. Ребёнок должен:

  • внутренне проговаривать слово;
  • удерживать его в памяти;
  • анализировать звуковой состав;
  • применять орфографическое правило;
  • контролировать написание в реальном времени.

Это многоуровневый вербально-логический процесс, в котором участвуют зоны, отвечающие за язык, память и саморегуляцию. Музыкальное «переключение» не задействует эти зоны, так как за него ответственно правое полушарие.

Поэтому часто ребёнок может ловко переключаться между ладами на домре и при этом не справляться с простейшим диктантом, ведь его мозг просто не тренируется в нужном направлении.

А как же сольфеджио и музыкальная грамота?

Некоторые родители возражают: «Но ведь сольфеджио – это почти как математика! Нужно считать доли, определять интервалы, читать ноты…». Действительно, сольфеджио развивает когнитивные функции, в том числе память и внимание. Однако ключевой вопрос не в том, развивается ли мозг вообще, а в том, какой именно психический процесс мы тренируем:

Нотная грамота – это визуально-пространственная система, а не линейная, как письменная речь. Ноты читаются одновременно по вертикали (аккорды) и горизонтали (мелодия), что требует иного типа восприятия.

Для дислексика и детей с трудностями в обучении чтение нот может быть таким же трудным, как чтение текста: путаница в направлениях, пропуск знаков, трудности с запоминанием обозначений.

Во время игры на инструментах руки выполняют разнотипные, рассогласованные движения. Например, во время игры на домре или скрипке левая рука (у правши) зажимает струны или лады, совершая тонкие, дифференцированные движения. Правая рука в это время работает смычком или осуществляет перебор/бой, а это совершенно иной тип моторики. Левая рука связана с правым полушарием, а правая – с левым. В результате мозг получает две противоречивые команды, что приводит к ещё большей рассогласованности в работе полушарий головного мозга.

Сольфеджио – это не математика! Ведь математика является линейной, последовательной, вербально-логической системой, которая строится на правилах, символах и абстрактных операциях, обрабатываемых преимущественно левым полушарием.

Сольфеджио, напротив, – это музыкальное восприятие, в основе которого лежит:

  • слуховое узнавание высоты звука;
  • эмоциональная окраска интервалов;
  • пространственное расположение нот на нотоносце;
  • синхронное чтение нескольких линий (например, мелодии и аккомпанемента).

Всё это и есть функции правого полушария: образное мышление, целостное восприятие, эмоциональная память. Даже если ребёнок «считает» доли, он делает это в контексте ритмического чувства, а не логического вывода. Для детей с трудностями в обучении, особенно если у них преобладает правополушарное мышление, сольфеджио часто становится источником перегрузки, а не развития аналитических способностей.

Что делать?

Развитие музыкальных способностей – это прекрасная цель, но она не должна идти вразрез с основной задачей – преодолением трудностей с обучением. Если у ребёнка выраженные трудности в учёбе, то приоритетом должна стать целенаправленная коррекционная работа, направленная на:

  • Обеспечение доминации левого полушария.
  • Синхронизацию работы полушарий в тех видах деятельности, где ведущую роль играет левое полушарие (речь, письмо, логика).
  • Снятие психоэмоционального напряжения, которое напрямую связано с рассогласованностью мозга.

Сначала нужно дать ребёнку прочную базу для успешной учёбы, помогите ему активизировать базовые функции левого полушария. Для него намного важнее научиться контролировать эмоции, прикладывать усилия, верить в себя, учиться легко и с удовольствием.

Как это сделать? Все ответы вы найдёте в онлайн-клубе «Родительская Академия».