О том, что дислексия – это врождённая особенность мозга, учёные и медики говорили уже более 100 лет назад. Однако у нас дислексию продолжают лечить, не учитывая её генетическое происхождение!
Да, дислексия передаётся по наследству. Её нельзя приобрести: она у человека либо есть с рождения, либо нет.
Это означает, что и полностью избавиться от дислексии не получится. Она будет с человеком всю его жизнь. Поэтому в педагогику Татьяны Гогуадзе введён термин «дислексия развития». Однако дислексические трудности можно преодолеть, то есть дислексия поддаётся коррекции.
Но для этого нужно знать и чётко понимать, как устроен и как работает мозг дислексика.
Генетические особенности мозга дислексиков
Закладка особой структуры мозга происходит ещё на 3-м месяце беременности. Особенность строения и функционирования мозга при дислексии заключается в том, что мозг является целостным. Между его полушариями малое пространство за счёт мощного мозолистого тела, что и определяет его целостность.
Поэтому можно говорить, что дислексия передаётся по наследству.
Но из-за целостности мозга у дислексиков оба полушария находятся в постоянной активности, что и провоцирует трудности выбора доминирующего полушария.
А дислексические проблемы в чтении и письме проявляются в том случае, когда эта целостность (синхронность/когерентность) в работе полушарий нарушается.
Ещё больше информации о причинах дислексии и о том, как устроен мозг дислексика, вы можете узнать из книги Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».
Почему происходит рассогласованность в работе мозга?
Основная причина – неправильная его стимуляция, а точнее, отсутствие доминации левого полушария мозга. При дислексии развития крайне важно, чтобы доминировало именно левое полушарие, потому что оно отвечает за логику, анализ, обучение и обучаемость в целом.
При доминирующем левом полушарии эмоции и чувствительность находятся под контролем функций левого полушария. Вот почему при дислексии мозга даже незначительные нарушения в доминации левого полушария проявляются в психоэмоциональной неустойчивости, сложности концентрации и как следствие, резком обострении проблем с обучением.
В первую очередь ухудшается почерк и память, снижается письменная грамотность, возникают трудности в чтении и понимании прочитанного.
Когда у ребёнка есть проблемы с почерком и моторные трудности в чтении и письме, у него естественно могут возникать неадекватные реакции на учебные нагрузки, частые стрессы, неконтролируемая агрессия и другие психоэмоциональные проблемы.
Кто находится в зоне риска?
Больше шансов получить дислексию по наследству имеют мальчики. При этом, если ребёнок левша, то практически 100% у него будет дислексия. Это подтверждается результатами биометрических исследований Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, которые показывают, что 90% левшей имеют дислексические трудности в обучении.
Это объясняется правым полушарием: левша всё делает левой рукой, а значит, более активно стимулирует работу правого полушария. Соответственно, выполняя все действия и письменные работы левой рукой, происходит рассогласованность в работе полушарий мозга, так как при выполнении интеллектуальной деятельности импульсы от руки стимулируют правое полушарие, которое не имеет функционала для обработки таких данных.
Поэтому в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе применяется практика переучивания левшей на правую руку. Но такая коррекция проводятся только под руководством специалиста на курсе коррекции «Успешный Старт» и только по запросу родителей.
Уважаемые родители! Вы самостоятельно можете помочь своему ребёнку с трудностями в обучении. Присоединяйтесь к Родительской Академии и получайте доступ к:
- уникальным и практическим материалам, разработанным учителем-дефектологом Татьяной Гогуадзе;
- мастер-классам и лекциям от ведущих экспертов;
- упражнениям, помогающим активизировать функции мозга и преодолеть проблемы с обучением;
- онлайн-сообществу неравнодушных и заинтересованных родителей.
Дислексия по наследству передаётся через маму
В большинстве случаев именно так и есть. Как показывают исследования Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, более высокий риск рождения ребёнка с дислексией есть в тех семьях, в которых у мамы в своё время были трудности с обучением.
Важно! Если мама активно работала с негативными проявлениями дислексии в своей технике чтения и письма, то своему ребёнку она передаст лучшую генетику и более благополучный прогноз на обучение и обучаемость.
НО! Если мама во взрослой жизни сохраняет высокий уровень безграмотности на письме и обладает низкими навыками чтения, то и по наследству она передаст дислексию в более сложной форме.
Поэтому в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе коррекционная работа ведётся как с ребёнком, так и его мамой. Мама – активный участник всех программ. Она работает вместе со своим ребёнком, потому что в дальнейшем именно мама должна стать основным помощником своему ребёнку в решении дислексических проблем, которые естественно будут проявляться в той или иной степени, потому что так работает мозг.
Уважаемые родители!
Если вы хотите лучше узнать своего ребёнка-дислексика и понять, как ему можно помочь самостоятельно, приглашаем вас на тренинг «Mind-ретрит» в Сочи.
Это 10 дней погружения в техники и методики коуча Татьяны Гогуадзе. Они помогут понять, почему дислексик ведёт себя именно так, а не иначе, как наследственный фактор влияет на его обучаемость и психоэмоциональное состояние.
«Mind-ретрит» с Татьяной Гогуадзе позволяет родителям увидеть генетический потенциал ребёнка, изменить подходы к его воспитанию и обучению и тем самым естественным образом улучшить ситуацию с чтение и письмом, а также детско-родительские отношения.