Летняя вступительная кампания в вузы в 2024 году показала, что свыше 80% российских школьников оказались «недостаточно грамотными». Они не только допускают орфографические и пунктуационные ошибки, но и испытывают дефицит речевого развития, отличаются слабыми коммуникативными компетенциями. Почему всё больше современных детей безграмотно пишет и как повысить грамотность? Ответы в нашем материале.
Разумеется, в основе грамотного письма лежит знание правил русского языка и умение ими пользоваться на практике. Но сегодня всё чаще отмечаются случаи, когда ребёнок хорошо знает правила, но всё равно пишет со множеством ошибок. Так происходит потому, что дети не могут научиться грамотно писать совершенно по другим, неочевидным для родителей и педагогов причинам.
Почему же ребёнок пишет с ошибками?
Для того чтобы повысить грамотность по русскому языку, недостаточно знать только правила, потому что письмо представляет собой сложный процесс, который совершается при участии речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного анализаторов, а также требует слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки и правильной координации движений всего тела. Другими словами, решение проблемы с повышением грамотности ребёнка лежит не в плоскости знаний правил и заучивания словарных слов, а в преодолении базовых трудностей, из-за которых он не может учиться. Что же это за проблемы?
1. Моторные трудности
В основе безграмотности могут быть моторные трудности, которые проявляются в неточности выполнения целенаправленных движений, что на письме обычно проявляется в виде диспраксии – нарушении сферы произвольных движений при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и других отклонений. Из-за моторных трудностей ребёнку крайне сложно писать от руки, письмо требует от него множество усилий, а почерк при этом всё равно неаккуратный и неразборчивый. В итоге ребёнок все силы направляет на то, чтобы написать хотя бы несколько предложений, а на проверку грамотности ему уже просто не хватает ресурса.
О наличии моторных трудностей, которые не позволяют повысить грамотность, могут говорить следующие признаки:
- неуклюжие движения, которые особенно ярко проявляются во время подвижных игр, прыжках на скакалке или батуте;
- неправильный захват ручки/ карандаша;
- сложности с самообслуживанием;
- неумение завязывать шнурки;
- невозможность в течение длительного времени сидеть/ стоять в одной позе.
2. Слабая зрительно-моторная координация
Зрительно-моторная координация (ЗМК) имеет важное значение для формирования грамотности на письме. ЗМК показывает уровень согласованности движений и их элементов в процессе совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов. То есть зрительно-моторная координация – это скоординированная работа системы «мозг, глаза и руки», когда ребёнок видит и контролирует, что делают его руки.
Соответственно, без развитой ЗМК крайне сложно повысить грамотность по русскому, потому что ребёнок просто не видит свои ошибки. Ему сложно удержать взгляд на одном месте, а значит, ему трудно следить за тем, что и как он пишет. Как правило, у детей с несформированной зрительно-моторной координацией крайне неразборчивый и неаккуратный почерк, есть проблемы с чтением, так как взгляд прыгает по строкам, и они не могут сосредоточиться на том, что пишут и читают.
3. Слабо развитая слуховая память
Слуховая память – один из видов образной памяти, благодаря которому человек запечатлевает слуховые образы, сохраняет их и воспроизводит. Это вид кратковременной памяти, основная задача которой заключается в том, чтобы удерживать звуковую информацию в течение короткого отрезка времени (до 20 секунд), чего хватает для обработки и понимания речи, распознавания звуков окружающей среды.
По нормам, слуховая память у ребёнка должна быть сформирована к 5-6 годам. Если же есть проблемы со слуховой памятью, то ребёнку будет трудно освоить навыки чтения и письма, ведь данный вид памяти лежит в основе правильного произношения слов, выразительного чтения, правописания и интонирования предложений. А значит, чтобы повысить грамотность ребёнка, нужно обязательно развивать слуховую память.
Также важно обратить внимание на сформированность у ребёнка фонематического слуха, который оказывает серьёзное влияние на освоение навыков чтения и письма. Подробнее о развитии фонематического слуха у детей читайте в нашем отдельном материале.
Причинами безграмотного письма также являются:
- слабые мышцы артикуляционного аппарата, ведь мы пишем с проговариванием. А при слабых мышцах артикуляционного аппарата ребёнок не сможет выполнить базовое требование «пиши и проговаривай»;
- неразвитое речевое дыхание;
- неразвитость навыка чтения вслух, так как в основе грамотности лежит понимание значения слов и словообразований, а понять это можно только за счёт самостоятельного чтения;
- слабая иннервация пальцев рук, из-за чего ребёнку трудно выполнять письменные работы: он быстро устаёт и сосредоточен только на том, чтобы как можно скорее закончить задание. В такой ситуации грамотность для него отходит на второй план;
- леворукость, так как при письме левой рукой в большей степени стимулируется правое полушарие. А для успешного обучения требуется, чтобы у детей доминировало левое полушарие, которое отвечает за учёбу и дисциплину.
Негативно на уровень грамотности, да и обучение в целом, влияет и отсутствие у ребёнка регулярной физической нагрузки, занятий, направленных на формирование правильной нейродинамики чтения и письма, нарушение режима сна.
Как повысить грамотность по русскому языку?
В первую очередь нужно преодолеть базовые трудности, которые не дают ребёнку грамотно писать, быстро и осмысленно читать.
В основе метода учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе по преодолению трудностей с чтением, письмом и безграмотностью лежат психофизические упражнения, которые:
- повышают согласованность в работе мозга;
- активизируют речевое дыхание;
- помогают преодолеть моторные трудности и улучшить зрительно-моторную координацию;
- повышают работоспособность человека и положительно сказываются на развитии когнитивных способностей.
Только после решения вышеуказанных базовых причин заучивание правил и работа над ошибками будут способствовать повышению грамотности.
Как показывает опыт проведения «Интеллектуальных выходных», детям без статуса ОВЗ или других заболеваний, регулярные тренировки позволяют устранить базовые причины трудностей, которые не позволяют им выйти на нужный уровень грамотности. А благодаря разработанным методическим рекомендациям, которые доступны на платформе «Родительская Академия», родители смогут лучше понять, как правильно выполнять упражнения с ребёнком дома.