Яндекс Метрика
Что такое орфографическое чтение и как с его помощью научиться быстро грамотно писать
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Орфографическое чтение или как быстро научиться грамотно писать

19.11.2021

Как научиться грамотно писать без ошибок? Это вопрос, который актуален для тысяч учеников не только начальных классов, но и старшеклассников и даже студентов. И один из самых эффективных и доказанных способов быстрого повышения уровня грамотности – орфографическое чтение.

Этот метод впервые подробно описал и обосновал выдающийся советский педагог П.С. Тоцкий. В своей работе «Орфография без правил» он доказал, что грамотность – это в большей степени автоматизированное «письмо по памяти», а не по правилам. Другими словами, в основе грамотности лежат не правилосообразные орфографические действия, а образы слов, которые хранятся в моторной памяти и соответствуют орфографической норме.

Метод орфографического чтения по Тоцкому

Поэтому, чтобы научиться правильно грамотно писать, нужно уже с первого класса развивать у детей артикуляционную память на основе орфографического чтения. То есть ученикам необходимо постоянно давать читать тексты для их прочитывания вслух по слогам – так они запомнят правописание слов через моторику произношения.

Методика орфографического чтения

В её основе лежит артикуляционная память, которая относится к виду моторной памяти. Отличие орфографического чтения от орфоэпического состоит в том, что нужно обязательно произносить слово именно так, как оно написано. Благодаря этому оно прочно остаётся в памяти движений речевого аппарата.

Соответственно, во время диктанта или выполнения какого-то письменного упражнения ребёнок будет по слогам правильно проговаривать слово, а значит, напишет его без ошибок! В этом случае сработает артикуляционная память – и ошибки не будет, даже если ребёнок не знает/забыл какое-то правило.

При орфографическом чтении не заучиваются правила, так как грамотность письма повышается за счёт зрительной памяти и моторики произношения.

Отсюда следует закономерный вывод: чем больше ребёнок читает, тем грамотнее он пишет!

Дети учатся грамотно писать с помощью орфографического

Методика орфографического чтения позволяет задействовать не только зрительный анализатор, но и слух, а также речедвигательный аппарат. Это означает, что ребёнок одновременно запоминает облик (правописание) слова одновременно тремя видами памяти: артикуляционной, слуховой, зрительной. А именно так и формируется «природная грамотность».

Дислексия и орфографическое чтение

Эта методика отлично себя зарекомендовала и при работе с детьми-дислексиками, которые от природы испытывают трудности с обучением. В большинстве случаев они пишут крайне медленно и с ошибками, а чтение вслух им даётся с большим трудом.

Специалисты Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе рекомендуют включать орфографическое чтение в активную практику самостоятельных занятий с ребёнком уже с первого класса. Ежедневное выполнение упражнений позволяет научиться грамотно писать на русском языке безболезненно для детской психики, а это крайне важно при работе с детьми-дислексиками.

Занятие по орфографическому чтению

А если дополнительно выполнять ещё графокоррекцию и специальные физические упражнения, то можно самостоятельно и довольно быстро справиться с основными дислексическими трудностями.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе применяются и другие эффективные методики для повышения уровня грамотности. В частности, программа «Тренируйся и учись!» помогает подготовить мозг ребёнка к интеллектуальным нагрузкам, улучшить технику письма и чтения, снять тревожность и раздражительность, повысить выносливость к монотонному труду.

Преимущества орфографического чтения

Кроме повышения грамотности, занятия этим видом чтения позволяют:

  • Развить у ребёнка артикуляционный аппарат. Он перестаёт проглатывать слова, благодаря чему повышается внятность речи.
  • Натренировать речевое дыхание, за счёт чего ребёнок будет правильно дышать во время письма и чтения вслух. А это положительно сказывается на развитии этих двух ключевых навыков.
  • Активизировать слуховое восприятие собственной речи, что также помогает научиться грамотно писать.
  • Развить орфографическую зоркость, то есть ребёнок будет уже сам видеть ошибкоопасные места.
  • Быстрее запоминать правописание новых слов, так как их звуковая копия надёжно сохраняется в памяти движений мускульных мышц речевого аппарата.

Орфографическое чтение по методике П.С. Тоцкого

В своей книге педагог подробно расписывает, как нужно заниматься орфографическим чтением. Остановимся только на ключевых пунктах.

Для орфографического чтения можно использовать любые тексты, но лучше всего метод применять при выполнении домашних упражнений по русскому языку. Благодаря этому обеспечивается системный подход, то есть у ребёнка постепенно сформируется устойчивый навык по самостоятельному использованию данного вида чтения.

Занятия по орфографическому чтению в Центре Дислексии

При орфочтении необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • Все словосочетания произносятся максимально чётко, как и любое другое отдельное слово.
  • Частицы, союзы, предлоги нужно произносить отдельно, то есть как самостоятельные частицы речи. Такой подход позволяет детям запомнить, что они пишутся со словами отдельно, а значит, таким образом повышается их уровень грамотности.
  • Для лучшего запоминания трудных слов они выписываются из текста, а правописание дополнительно закрепляется правилами русского языка. Если в каких-то словах часто встречаются ошибки, то их рекомендуется по несколько раз громко повторять, сопровождая процесс активным артикулированием.

После орфографического чтения желательно продиктовать ребёнку прочитанный текст, что значительно повысит качество запоминания слов. Ещё один эффективный приём – самостоятельное составление ребёнком текста для орфочтения, но здесь важно, чтобы в него входили слова, в которых часто совершаются ошибки.

Конечно, орфографическое чтение – не панацея, однако регулярные занятия помогают даже самому безграмотному ученику довольно быстро научиться грамотно писать. А если речь идёт о работе с ребёнком-дислексиком, то удаётся существенно уменьшить количество дислексических ошибок. А значит, растёт академическая успеваемость и одновременно у детей появляется уверенность в собственных знаниях и силах, что помогает им учиться.