История дислексии. Как учёные исследовали проблему. Часть 1
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
20 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

История дислексии. Как учёные исследовали проблему. Часть 1

20.09.2021

С греческого термин «дислексия» дословно можно перевести как «нарушение речи», так приставка «дис» (δυσ) означает нарушение, а «лексис» (λέξις) переводится как «речь». Сейчас под этим термином принято понимать избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении способности к обучению.

Выполнение упражнения для коррекции дислексии

Кто «придумал» дислексию?

Впервые этот термин стал использовать немецкий офтальмолог Рудольф Берлин в 1887 году. Он занимался с мальчиком, который испытывал трудности с освоением навыка чтения и письма и при этом обладал сохранным интеллектом, отличным физическим здоровьем. Да и по другим показателям был абсолютно здоров, поэтому Р. Берлин решил, что проблема в плохом зрении у ребёнка. Однако дальнейшие исследования офтальмолога показали, что причина трудностей с чтением и письмом никак не связана со зрением.

Изображение Рудольфа Берлина

Через 9 лет уже британский терапевт Прингл Морган публикует в авторитетном «Британском медицинском журнале» статью «Врождённая словесная слепота». В ней он тоже описывает случай 14-летнего мальчика, который, обладая нормальным интеллектом, не мог научиться читать. Но Морган проблему связывает уже не со зрением, а считает дислексию «уникальным психологическим расстройством», из-за которой дети не могут овладеть навыком чтения.

В процессе своих наблюдений и исследований Прингл Морган приходит к выводу, что его подопечный не может научиться читать из-за врождённых особенностей функционирования мозга.

То есть медики уже более 100 лет назад определили, что дислексия – это врождённая особенность мозга!

Головной мозг человека при дислексии

Подтверждением гипотезы Моргана стали исследования невропатолога Самюэля Т. Ортона, который в 1925 году предположил, что проблемы с чтением и письмом у детей-дислексиков связаны с межполушарной асимметрией головного мозга. Ортон также обратил внимание, что многие дети, с которыми он работал, были леворукими или же в повседневной жизни активно использовали две руки. И тогда невропатолог предположил, что трудности с обучением связаны с отсутствием доминирования полушария мозга.

Это означает, что 100 лет назад медики уже знали, что для преодоления дислексии необходимо обеспечить доминирование одного из полушария мозга. А ведь именно эту цель и преследует программа коррекции дислексии «Успешный Старт» учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе, в результате прохождения которой у детей-дислексиков начинает доминировать левое полушарие мозга!

Выполнение физических упражнений для коррекции дислексии в Центре Дислексии

Однако мировое научное и медицинское сообщество 1930-х гг. не приняло концепцию Т. Ортона. Постепенно стала преобладать теория, что дислексия – это результат дефектов фонологического или метафонологического развития. Именно поэтому в России дислексиков, кстати, и «лечат» логопеды, хотя в действительности для преодоления дислексии достаточно исключительно педагогических методов с введением в курс коррекции специальных физических упражнений, направленных на стимуляцию доминации левого полушария мозга.

И только в 2003 году группой американских учёных благодаря исследованию, в котором они проводили поперечную функциональную магнитно-резонансную томографию дислексиков в возрасте 6-22 лет, было доказано, что дислексия напрямую связана с особенностями функционирования головного мозга. Одновременно было установлено, что нарушения в фонологических и орфографических процессах, важных для чтения, во многом объясняются слабыми нейронными связями в головном мозге.

В 2011 году было доказано, что дислексия абсолютно не связана с уровнем развития интеллекта. Для этого учёные Массачусетского технологического института провели нейрофизиологический эксперимент. Они исследовали 130 человек в возрасте 7-17 лет. После теста на качество чтения и уровень интеллекта испытуемые были разбиты на 3 группы:

  • хорошо читающие с нормальным IQ;
  • плохо читающие со стандартным IQ;
  • плохи читающие с низким IQ.

Далее участникам групп были предложены одинаковые задания, так или иначе связанные с чтением и письмом. Параллельно проводилось магнитно-резонансное сканирование 6 участков мозга, которые отвечают за поиск соответствий между графическими знаками и звуками. В итоге оказалось, что у детей с дислексией активность этих участков мозга была такой же, как и у других детей из их группы.

Что же такое дислексия?

Ученики Татьяны Гогуадзе в Центре Дислексии

Сейчас в Европе и США детей-дислексиков уже перестали лечить, для этой категории разработана система поддержки от государства. В России постепенно также приходит осознание того, что дислексики – абсолютно нормальные люди с сохранным и здоровым интеллектом. И Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе активно занимается информационно-разъяснительной работой, показывая и доказывая, что дислексия поддаётся успешной коррекции исключительно педагогическими методами и в короткие сроки - всего за 14 дней. Потому что мозг ребёнка надо правильно стимулировать и тогда проблемы с чтением и письмом решаются в короткие сроки.

Да, дислексия является неврологическим расстройством, потому что если мозг получает неправильную стимуляцию, то его работа нарушается. И это уже проявляется как неврологические расстройства в поведении и неадекватных реакциях на учёбную монотонную работу.  

Но у этих проблем есть решение без таблеток!

Главная задача – обеспечить доминацию левого полушария, что позволит согласовать работу полушарий мозга, сформировать правильную нейродинамику чтения и письма. Для этого достаточно освоить эффективные физические упражнения для самостоятельной коррекции дислексического состояния и далее уже включать их в режим дня вместе с выполнением графокоррекции и регулярными сеансами на аппарате Меллон.