Это неврологическое расстройство генетической природы, которое проявляется в трудностях овладения навыками чтения и письма. При этом у дислексиков полностью сохранный интеллект, что означает их способность к обучению и позволяет получать высокую эффективность коррекции в короткие сроки.
Важно понимать, что дислексия либо есть, либо её нет. Она не приходит и не проходит с возрастом, а поддаётся только коррекции.
Основные признаки – невозможность нормального освоения навыка чтения (пропуски букв, слогов, добавление ненужных звуков, сложности с концентрацией внимания, додумывание окончание слов) и наличие специфических ошибок на письме (замена/пропуски букв и окончаний, замена графически сходных букв).
Дополнительно о дислексии могут свидетельствовать высокая психоэмоциональная нестабильность в учебной деятельности, неаккуратное и неразборчивое письмо.
Да, правда. Закладка этой особой структуры мозга происходит еще во время внутриутробного развития плода на 10-13 недели.
Более высокая вероятность рождения ребёнка-дислексика присутствует в тех семьях, где у матери в своё время имелись те или иные трудности с обучением.
Для выявления факта наличия/отсутствия дислексии у человека в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе используется биометрическое исследование. Оно предполагает биометрический анализ узоров 10 пальцев рук, так как нервная система человека (а дислексия – это именно особенность нервной системы) закладывается параллельно с формированием папиллярных узоров пальцев.
Биометрическое исследование точно даёт ответ, из-за чего у человека есть неврологические расстройства, трудности с чтением, письмом – из-за дислексии или других каких-то проблем.
Основная задача биометрического исследования – ответить на вопрос, есть дислексия или её нет.
Биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе также позволяет выявить причины трудностей, которые испытывает ребёнок в процессе обучения навыкам чтения и письма. Эффективно бороться со следствием (текущими трудностями) можно, только когда точно знаешь причины.
Исследование абсолютно безопасно и подходит для детей в возрасте от 3-х лет.
Логопеды борются с последствиями дислексии, то есть они пытаются исправить технику чтения и письма без устранения причины этих трудностей. При дислексии необходимо преодолевать рассогласованность в работе полушарий мозга и моторные трудности.
Логопедические занятия также не способствуют формированию правильной нейродинамики, которая является основой грамотного и беглого письма, а также беглого чтения.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для коррекции дислексии используются исключительно педагогические техники и методики, многие из которых являются авторскими.
Базовое упражнение – графокоррекция, которая помогает сформировать правильную нейродинамику чтения и письма, преодолеть моторные трудности, улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка.
Также активно используются физические упражнения, направленные на развитие координации движений тела, что естественным образом стимулирует доминацию левого полушария мозга.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе выступает категорически против использования ноотропов при дислексии, так как они способны только усугубить состояние ребёнка и привести к ещё большим проблемам с обучением и поведением.
У дислексиков абсолютно сохранный интеллект, поэтому для преодоления дислексии ребёнка нужно правильно учить, а не лечить.
Ключевая особенность – применение исключительно педагогических методов коррекции. Программа коррекции строится по результатам биометрического исследования, которое позволяет выявить истинные причины трудностей с обучением, определить психотип ребёнка и его личностные характеристики.
Благодаря этому каждая семья получает индивидуальные рекомендации по оздоровлению образа жизни, воспитанию и обучению ребёнка-дислексика, техникам и методикам самостоятельного преодоления трудностей в чтении и письме.
Основная цель физических упражнений – обеспечить стимуляцию работы мозжечка, который отвечает за координацию движений, за регуляцию равновесия, эмоций и внимания, за поддержание мышечного тонуса, за скорость обработки информации.
Физические упражнения также направлены на:
- обеспечение доминации левого полушария мозга;
- развитие самодисциплины и воли ребёнка
- преодоление моторных трудностей, улучшение координации движений, повышение выносливости к монотонному труду;
- улучшение техники письма и чтения;
- повышение эффективности работы нервной системы.
У дислексиков имеются и ярко выраженные особенности анатомического строения мозга – мощного мозолистого тела, из-за чего щель между полушариями мозга настолько сужается, что делает его единым. Поэтому мозг дислексика, как и тип его мышления, можно смело назвать целостным.
Ошибочно считается, что у дислексиков все буквы прыгают перед глазами, а текст просто расплывается. Но если это было бы так, то все дислексики не могли бы читать. Но любой дислексик даже с самой тяжёлой формой дислексии способен читать, хоть очень медленно и с большим трудом.
В действительности у дислексика прыгают не буквы или строчки, а прыгает взгляд. Ему крайне трудно сконцентрироваться на тексте, так как он не может следить глазами по строчке и просто не видит слово целиком. Отсюда и возникают трудности с чтением и письмом.
Дислексики по своей природе отличаются высокой психоэмоциональной чувствительностью, поэтому любой эмоциональный стресс провоцирует всплеск дислексических ошибок в письме и чтении.
Страх ошибки. Многие дислексики замыкаются (фиксируются) на своих ошибках, из-за чего впадают в депрессию. Страх ошибки буквально сковывает волю и желание бороться над собой, в результате дислексик начинает думать, что он «тупой» и отказывается от чтения и письма.
Нарушение режима сна приводит к сбоям в переработке дневной информации, что причиняет огромный вред психоэмоциональному состоянию здоровью ребёнка с дислексией.
Самое важное, что нужно помнить родителям, - в спокойной и доброжелательной атмосфере мозг чувствительного ребёнка работает эффективнее.
Это авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, направленная на коррекцию эмоционального состояния человека, его манеры письма и улучшение навыков чтения.
Графокоррекция меняет работу мозговых ритмов, за счет чего чтение становится более беглым, речь – более осмысленной, улучшается почерк и даже повышается уровень грамотности.
Графокоррекция эффективна для решения следующих проблем:
- диспраксия, дисграфия и другие нарушения почерка;
- расстройство моторно-двигательных функций;
- гиперактивность, дефицит концентрации внимания;
- психоэмоциональная неустойчивость;
- низкая самооценка;
- слабый уровень самоконтроля.
У большинства дислексиков постоянно активны оба полушария мозга, то есть отсутствует четкая доминация одного из них. Из-за этого возникают трудности в обучении, неконтролируемые эмоции, перепады настроения, повышенная раздражённость.
Задача коррекции при дислексии – сформировать у человека целостное мышление и обеспечить баланс в использовании левого и правого полушария мозга. Для этого требуется, чтобы доминировало левое полушарие, так как именно оно отвечает за логику, анализ, обработку информации и в целом обучение. Но это не означает, что не развивается правое полушарие. Наоборот, оно подтягивается за левым, одновременно повышая интеллектуальные возможности человека.
Для этого используются упражнения, где выполняются движения с поочередной работой рук и ног, в том числе их перекрещивание. Бег, скандинавская ходьба, ходьба крестом, бой мяча, сжатие эспандера, упражнение “тучка - солнышко” – эти упражнения эффективно повышают работоспособность мозга, позволяют преодолеть многие психоэмоциональные трудности и одновременно решить проблемы с чтением и письмом.
Это особенность протекания процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека и соблюдение их баланса. Нейродинамика чтения и письма – устойчивая нейронная связь в работе головного мозга, которая позволяет глазам, точнее, глазным мышцам, двигаться быстро и точно по строчке текста слева направо и сверху вниз.
Соответственно, формирование правильной нейродинамики позволяет человеку быстрее читать и даже грамотнее писать.
Данная рекомендация выдаётся только при наличии у ребёнка-левши устойчивых трудностей в обучении, сложностей с освоением навыков чтения и письма и после проведения биометрической диагностики.
Переучивать с левой руки на правую нужно только в том случае, если диагностика показала, что ребёнок является левополушарным. Важно! Процесс переучивания должен происходить только под наблюдением специалиста и в соответствии с его рекомендациями.
Это программа помощи детям и взрослым, которые испытывают трудности с обучением, не могут читать вслух и аккуратно писать.
В первую очередь коррекционная программа “Успешный Старт” рассчитана на детей-дислексиков, но её участником может стать любой, кто хочет улучшить свои навыки в обучении.
Программа направлена на преодоление основных дислексических трудностей. В результате программы за 14 дней коррекции отмечаются следующие изменения:
- улучшение техники чтения вслух с одновременным увеличением скорости чтения;
- выраженная коррекция почерка с увеличением скорости письма и повышения общей грамотности;
- снятие моторных трудностей и негативных эмоций перед выполнением письменных работ;
- повышение самооценки детей и коррекция их психоэмоционального состояния.
Также на занятиях она осваивает техники и различные приёмы самопомощи, которые сможет самостоятельно применять в домашних условиях и тем самым помогать своему ребёнку преодолевать кризисы в обучении.
Справка Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе по своей содержательной части значительно отличается от справки ПМПК, так как её цель – помочь родителям понять и осознать причины возникших проблем с чтением и письмом у своего ребёнка. Также она направлена на мобилизацию самого ребёнка-дислексика, на активное участие в коррекции, на повышение уверенности в собственных силах, на формирование адекватной самооценки.
Цель же государственной справки ПМПК о дислексии – выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации.
При этом Справка Центра Дислексии имеет полную юридическую силу и может предоставляться в учебное заведение с целью создания для ребёнка особых образовательных условий с учётом Письма Минпросвещения России от 8 февраля 2019 г. N ТС-421/07Важно понимать, что прохождение ПМПК – абсолютно добровольное решение родителей.
Опыт Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что отправление ребёнка с дислексией в коррекционные классы или специальные учебные заведения после прохождения ПМПК только усугубляют проблему, так как для ребенка снижаются требования к обучению. При этом коррекция дислексии не осуществляется, а значит, все трудности у ребёнка сохраняются.
Ребёнку с трудностями в чтении и письме, дислексией и дисграфией нужна коррекция и помощь, чтобы справиться с проблемами в учёбе, а не создание особых условий для обучения.
Для улучшения психоэмоционального состояния, подготовки мозга и нервной системы к учебным нагрузкам, преодоления синдрома гиперактивности, улучшения навыков чтения и письма в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе активно применяются аппараты Меллон и Магма.
Принцип действия этих аппаратов основан на цветоимпульсной терапии, которая абсолютно безопасна для детей и взрослых и рекомендована для коррекции различных психоэмоциональных трудностей.
Конечно, может! Ведь у дислексиков абсолютно сохранный интеллект. Более того, результаты биометрических диагностик показывают, что по своему интеллектуальному потенциалу дислексики намного превосходят других людей.
И при своевременной коррекции дислексии у детей есть все шансы не только успешно учиться в школе, но и получить высшее образование и в целом преуспеть по жизни.