В современной образовательной практике мы всё чаще сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: ребёнок демонстрирует яркие творческие способности и высокий интеллектуальный потенциал, но при этом испытывает серьёзные трудности в освоении школьной программы.
Почему так происходит и что делать родителям творческих детей? Рассказываем в нашем материале.
Как работает мозг ребёнка?
Как известно, человеческий мозг делится на два полушария, и у каждого – своя «специализация»:
- Левое полушарие отвечает за логику, анализ, последовательность, абстрактное мышление, речь и способность следовать инструкциям. Именно оно «включается», когда ребёнок решает задачу, пишет изложение или учит таблицу умножения.
- Правое полушарие управляет образным мышлением, эмоциями, интуицией, пространственным восприятием и воображением. Оно помогает рисовать, фантазировать, чувствовать настроение других.
Обучение в школе, в том числе и в младших классах, построено на задачах, требующих доминирования левого полушария. А если у ребёнка сильнее развито правое, то он может испытывать хронические трудности в учёбе, даже будучи умным, любознательным и старательным.
Современные дети в «ловушке» правого полушария
Сегодня всё вокруг – от мультиков до соцсетей – нацелено на стимуляцию правого полушария. Яркие картинки, быстрая смена кадров, эмоциональные реакции, минимум текста и структуры. Даже домашняя среда часто лишена чёткого распорядка: «Делай, когда захочешь», «Отдыхай, сколько нужно», «Главное – чтобы не плакал».
Всё это создаёт так называемую «правополушарную ловушку»: ребёнок привыкает жить в режиме спонтанности, образов и эмоций, но теряет способность к последовательному, логическому мышлению. А школьная программа требует:
- быстрого написания текстов, конспектов;
- осмысленного чтения и понимания устной информации;
- умения быстро отвечать на поставленные вопросы;
- последовательного усвоения материала;
- точного следования инструкциям;
- линейного изложения мыслей;
- поэтапного решения задач;
- анализа и структурирования информации.
Возникает системное несоответствие: ребёнок мыслит образами, а от него требуют последовательных логических построений.
Многие родители даже не подозревают, что своими благими намерениями («пусть развивается свободно») могут усугублять проблему с обучением у своих детей. Ведь они верят, что главное – поддерживать творчество и не давить. Но реальность показывает: без развития левого полушария ребёнок рискует «застрять» в состоянии постоянного неуспеха в учёбе.
Почему аргумент «Так делают все» – не работает?
Это, пожалуй, один из самых актуальных вопросов для многих родителей. «Вредные советы», к сожалению, стали нормой в нашем обществе, среди них:
- Пусть ребёнок занимается музыкой и танцами. Уже с 5 лет важно постепенно и систематично активизировать у ребёнка функции левого полушария. Однако родители даже детей школьного возраста в приоритет ставят творческие занятия, записывают детей в кружки, где главное – рисовать, лепить, танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах. Так происходит мощнейшая стимуляция правого полушария у школьников, а левое в таком случае не получает должной стимуляции.
- Гаджеты как палочка-выручалочка. Интерактивные игры, быстрая смена картинок в интернете – это опять же основа для активизации, образного мышления. Мозг привыкает к постоянной смене стимулов и теряет способность к концентрации, за которую отвечает левое полушарие.
- Культ креативности. Общество транслирует: «Будь не как все! Твори!» Но школа по-прежнему требует «быть как все» в рамках учебного процесса – и ребёнок попадает в ловушку противоречивых ожиданий.
Действительно, мы хвалим детей за их рисунки, пусть это будут даже каракули, но ругаем за грязь в тетради. А ведь и то, и другое – проявление одних и тех же аспектов нашего мозга - активности правого полушария.
Что же делать родителям?
Если вы хотите узнать, как правильно развивать левое полушарие мозга, то присоединяйтесь к онлайн-клубу «Родительская Академия» учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе. В частности, в вебинаре «Как творческие занятия влияют на формирование навыков чтения и письма» вы найдёте ответы на большинство своих вопросов и на реальных примерах из жизни узнаете, как быстро меняется ребёнок, когда у него начинает доминировать левое полушарие мозга.
Став участником онлайн-клуба, вы также:
- Поймёте истинные причины трудностей в обучении у ребёнка.
- Подберете эффективные методы помощи преодоления учебных сложностей.
- Превратите выполнение домашних заданий в продуктивный процесс.
- Вернёте ребёнку уверенность в себе и своих силах.
Присоединяйтесь к онлайн-клубу «Родительская Академия» – сообществу родителей, которые выбирают осознанный подход к образованию!