Яндекс Метрика
Как творчество влияет на успехи в школе, «ловушка» правого полушария и её последствия для ребёнка
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Что такое «ловушка правого полушария» и как из неё выбраться?

22.10.2025

В современной образовательной практике мы всё чаще сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: ребёнок демонстрирует яркие творческие способности и высокий интеллектуальный потенциал, но при этом испытывает серьёзные трудности в освоении школьной программы.

Почему так происходит и что делать родителям творческих детей? Рассказываем в нашем материале.

Как работает мозг ребёнка?

Как известно, человеческий мозг делится на два полушария, и у каждого – своя «специализация»:

  • Левое полушарие отвечает за логику, анализ, последовательность, абстрактное мышление, речь и способность следовать инструкциям. Именно оно «включается», когда ребёнок решает задачу, пишет изложение или учит таблицу умножения.
  • Правое полушарие управляет образным мышлением, эмоциями, интуицией, пространственным восприятием и воображением. Оно помогает рисовать, фантазировать, чувствовать настроение других.

Обучение в школе, в том числе и в младших классах, построено на задачах, требующих доминирования левого полушария. А если у ребёнка сильнее развито правое, то он может испытывать хронические трудности в учёбе, даже будучи умным, любознательным и старательным.

Современные дети в «ловушке» правого полушария

Сегодня всё вокруг – от мультиков до соцсетей – нацелено на стимуляцию правого полушария. Яркие картинки, быстрая смена кадров, эмоциональные реакции, минимум текста и структуры. Даже домашняя среда часто лишена чёткого распорядка: «Делай, когда захочешь», «Отдыхай, сколько нужно», «Главное – чтобы не плакал».

Всё это создаёт так называемую «правополушарную ловушку»: ребёнок привыкает жить в режиме спонтанности, образов и эмоций, но теряет способность к последовательному, логическому мышлению. А школьная программа требует:

  • быстрого написания текстов, конспектов;
  • осмысленного чтения и понимания устной информации;
  • умения быстро отвечать на поставленные вопросы;
  • последовательного усвоения материала;
  • точного следования инструкциям;
  • линейного изложения мыслей;
  • поэтапного решения задач;
  • анализа и структурирования информации.

Возникает системное несоответствие: ребёнок мыслит образами, а от него требуют последовательных логических построений.

Многие родители даже не подозревают, что своими благими намерениями («пусть развивается свободно») могут усугублять проблему с обучением у своих детей. Ведь они верят, что главное – поддерживать творчество и не давить. Но реальность показывает: без развития левого полушария ребёнок рискует «застрять» в состоянии постоянного неуспеха в учёбе.

Почему аргумент «Так делают все» – не работает?

Это, пожалуй, один из самых актуальных вопросов для многих родителей. «Вредные советы», к сожалению, стали нормой в нашем обществе, среди них:

  • Пусть ребёнок занимается музыкой и танцами. Уже с 5 лет важно постепенно и систематично активизировать у ребёнка функции левого полушария. Однако родители даже детей школьного возраста в приоритет ставят творческие занятия, записывают детей в кружки, где главное – рисовать, лепить, танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах. Так происходит мощнейшая стимуляция правого полушария у школьников, а левое в таком случае не получает должной стимуляции.
  • Гаджеты как палочка-выручалочка. Интерактивные игры, быстрая смена картинок в интернете – это опять же основа для активизации, образного мышления. Мозг привыкает к постоянной смене стимулов и теряет способность к концентрации, за которую отвечает левое полушарие.
  • Культ креативности. Общество транслирует: «Будь не как все! Твори!» Но школа по-прежнему требует «быть как все» в рамках учебного процесса – и ребёнок попадает в ловушку противоречивых ожиданий.

Действительно, мы хвалим детей за их рисунки, пусть это будут даже каракули, но ругаем за грязь в тетради. А ведь и то, и другое – проявление одних и тех же аспектов нашего мозга - активности правого полушария.

Что же делать родителям?

Если вы хотите узнать, как правильно развивать левое полушарие мозга, то присоединяйтесь к онлайн-клубу «Родительская Академия» учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе. В частности, в вебинаре «Как творческие занятия влияют на формирование навыков чтения и письма» вы найдёте ответы на большинство своих вопросов и на реальных примерах из жизни узнаете, как быстро меняется ребёнок, когда у него начинает доминировать левое полушарие мозга.

Став участником онлайн-клуба, вы также:

  • Поймёте истинные причины трудностей в обучении у ребёнка.
  • Подберете эффективные методы помощи преодоления учебных сложностей.
  • Превратите выполнение домашних заданий в продуктивный процесс.
  • Вернёте ребёнку уверенность в себе и своих силах.

Присоединяйтесь к онлайн-клубу «Родительская Академия» – сообществу родителей, которые выбирают осознанный подход к образованию!