– Сегодня всё чаще мы встречаем родителей, которых беспокоит почерк ребёнка. И это правильно, потому что качество письма, почерк ребёнка влияет на его успеваемость и на его характер.
На что надо обратить внимание родителям, чтобы лучше понять своего ребёнка по его почерку?
– Родителям следует внимательнее относиться к ребёнку, если его почерк всё время меняется в наклоне и величине букв, и когда в письме сильно проявлен неровный нажим, потому что это сообщает о внутренней тревоге, постоянной нервозности и требует участия специалиста в определении причин столь нестабильного письма. По почерку очень легко опознать дислексика.
Потому что у них имеет место повышенная возбудимость, часто гиперактивность и дефицит внимания.
– Выраженной психологической особенностью дислексика является высокая чувствительность к раздражителям. Но все дислексики – разные, и по этой причине одних могут сильно дестабилизировать внешние раздражители (кто-то чихнул, что-то сказал или на кого-то накричали и т. д.), а другим и дела нет до того, что происходит вокруг них. Им важно то, как они себя чувствуют, что они думают, и как они считают. Мнение окружающих их вообще мало может интересовать, потому что у них на всё есть своё мнение, и именно это мнение является мерилом всего.
Как же в письме проявляется высокая чувствительность дислексика к раздражителям?
– Ярко! Неустойчивые психические состояния, повышенная эмоциональность, нервные срывы, возбудимость нервной системы, являются причиной неразборчивого письма у современных школьников с дислексией. Взрослым важно знать, что буквы и цифры, танцующие на строке, свидетельствуют о беспорядочности мышления пишущего.
Если буквы "смотрят" в разные стороны?
– Наклон букв в разные стороны сегодня достаточно часто встречается в детских тетрадях и сообщает о том, что автор такого письма подвержен резкой смене настроения, нерешителен, для него характерен внутренний разлад между чувствами и разумом.
Меняющееся направление письма проявляет на листе бумаги общую нестабильность эмоционального состояния писавшего. В случае, когда строчка уходит вниз, это сообщает о высокой истощаемости, низкой самооценке, сниженном эмоциональном фоне, выраженном снижении волевых усилий и самоконтроля за деятельностью.
В какой степени надо призывать ребёнка контролировать своё письмо?
– Заставлять ребёнка контролировать своё письмо - этого лучше не делать родителям. Потому что почерк школьника напрямую связан с работой его мозга, а сам процесс письма является произвольной психической деятельностью. Для того, чтобы письмо школьника было читабельным и динамичным, он должен научиться прикладывать волевые усилия и иметь высокий уровень сформированности самоконтроля за результатами своей деятельности. Такое качество письма требует от пишущего концентрации усилий и хорошей выносливости к монотонной деятельности.