Согласно ФГОС, обучение в школах должно строиться на основе деятельностного подхода. Его идея заключается в том, что обучение школьников приобретает наибольшую эффективность в том случае, когда дети принимают активное участие в практической, творческой и исследовательской работе.
Основная задача деятельностного подхода в обучении – трансформация ученика из пассивного получателя информации в активного участника образовательного процесса. Другими словами, ученик должен стать исследователем, создателем и экспериментатором, активно погружаться в реальные задачи и проекты, которые предполагают использование знаний из различных дисциплин. Благодаря деятельностному подходу у детей развиваются такие полезные навыки, как критическое мышление, самостоятельность, ответственность, умение работать самостоятельно и в команде.
Важный момент в реализации деятельностного подхода в обучении – ориентированность на результат. Учебный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы учащиеся видели результаты своих усилий. За счёт этого удаётся поддерживать мотивацию у детей и придавать значимость образовательному процессу.
Особенность деятельностного подхода в обучении состоит ещё и в том, что преподаватель в нём выступает больше в качестве наставника, а не источника знаний. Он учит школьников исследовать, решать задачи и обязательно рефлексировать над собственными достижениями. Педагог в первую очередь создаёт условия для самостоятельной работы учащихся, предоставляет им эффективные инструменты для развития необходимых в современном мире навыков.
Одним из принципов деятельностного подхода в обучении и воспитании также является необходимость раскрытия индивидуальных особенностей и талантов каждого ученика, чтобы дети знали, какими возможностями обладают и чего могут добиться в жизни.
Ключевыми принципами деятельностного подхода также считаются:
- Непосредственно принцип деятельности. Ученик не получает знания в готовом виде, а добывает их самостоятельно, осознавая при этом содержание и формы учебной деятельности.
- Принцип непрерывности – преемственность и последовательность между всеми ступенями и этапами обучения с обязательным учётом возрастных и психологических особенностей развития детей.
- Принцип целостности – означает, что все компоненты образовательного процесса находятся в единстве и взаимосвязи.
- Принцип психологической комфортности – отсутствие стрессообразующих факторов, создание на занятиях/ уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалоговых форм общения.
Как деятельностный подход реализован в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе?
В основе всех программ, техник учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе как раз лежит метод деятельностного подхода. Участники онлайн- и офлайн-программ сразу же погружаются в активный тренировочный процесс, а вся необходимая теоретическая база по техникам выполнения того или иного упражнения даётся в ходе его выполнения.
Основной упор на тренировках делается на развитие у детей силы воли, самостоятельности, самодисциплины и ответственности за результат. Большинство детей, как и их родителей, замечают положительный результат уже через несколько дней. За счёт чего это достигается?
Такой эффект становится возможным благодаря, в первую очередь, психофизическим упражнениям, графокоррекции, постановке речевого дыхания и работе с массажёрами. Данные упражнения отлично стимулируют мозг, создавая необходимые для учёбы нейронные связи.
Но важно то, что в ходе занятий используется деятельностный подход, который реализуется в следующем:
- дети учатся сами контролировать своё тело и правильность выполнения упражнений. Наставник/ тренер вмешивается только в крайнем случае, если видно, что ребёнок старается, но у него не получается освоить технику упражнения;
- каждый ребёнок выполняет упражнение в своём ритме, но вся группа работает одновременно. Поэтому дети тянутся друг за другом, стараясь не отставать и делать упражнение, как минимум, не хуже, чем другие;
- большинство упражнений выполняются в статических позах, что требует от ребёнка силы воли, мотивации, дисциплины. Например, продолжительность упражнения «Бой мяча» составляет 40-60 минут. В течение всего этого времени ребёнок должен находиться на месте, концентрировать взгляд на мяче и при этом одновременно активно дышать, вдыхая через нос и выдыхая через рот. Такой подход развивает у него силу воли, выносливость к монотонной работе, навыки саморегуляции и самодисциплины;
- на программах учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе дети практически сразу видят результат приложенных усилий. У большинства детей через 2-3 дня таких тренировок заметно улучшаются скорость, техника чтения и качество почерка, повышается уровень грамотности. Благодаря этому у них появляется дополнительная мотивация ещё лучше заниматься и ещё больше прикладывать усилия – а это и есть те результаты, которые преследует деятельностный подход в работе с детьми.
А ещё Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе при организации всех программ придерживается принципа «будь среди своих – будь самим собой», то есть дети находятся в комфортной психологической обстановке. Дополнительно учитель-дефектолог Татьяна Гогуадзе на каждой тренировке/ лекции создаёт ситуацию успеха, благодаря которой:
- у ребёнка появляется вера в себя и свои силы;
- ребёнок учится преодолевать трудности и расти над собой;
- развивается личная ответственность за свои действия и результаты;
- ребёнок осознаёт и фиксирует своё продвижение вперёд.
Организация деятельностного подхода в работе Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе – это погружение в комфортную среду занятий, интеллектуальную атмосферу успеха, где каждый элемент и каждое действие направлены только на достижение одной цели – помочь ребёнку справиться с трудностями в обучении, поверить в собственные силы и раскрыть свой истинный интеллектуальный потенциал.