Яндекс Метрика
Вопрос-ответ на сайте Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Вопрос-ответ

Что представляет собой Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе?

Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Это Центр специальных услуг для дислексиков всех возрастов и детей, испытывающих другие трудности в обучении. Мы проводим комплексную коррекцию для  детей, подростков и взрослых, которые испытывают трудности в чтении, письме и усвоении информации. Помогаем родителям наладить взаимоотношения со своим ребёнком, предоставляя рекомендации по воспитанию и обучению с учётом результатов комплексной биометрической диагностики.
Что такое дислексия?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Это неврологическое расстройство генетической природы, которое проявляется в трудностях овладения навыками чтения и письма. При этом у дислексиков полностью сохранный интеллект, что означает их способность к обучению и позволяет получать высокую эффективность коррекции в короткие сроки.

Важно понимать, что дислексия либо есть, либо её нет. Она не приходит и не проходит с возрастом, а поддаётся только коррекции.



Какие признаки говорят о том, что у человека есть дислексия?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Основные признаки – невозможность нормального освоения навыка чтения (пропуски букв, слогов, добавление ненужных звуков, сложности с концентрацией внимания, додумывание окончание слов) и наличие специфических ошибок на письме (замена/пропуски букв и окончаний, замена графически сходных букв).

Дополнительно о дислексии могут свидетельствовать высокая психоэмоциональная нестабильность в учебной деятельности, неаккуратное и неразборчивое письмо.



Правда ли, что дислексия передаётся по наследству?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Да, правда. Закладка этой особой структуры мозга происходит еще во время внутриутробного развития плода на 10-13 недели.

Более высокая вероятность рождения ребёнка-дислексика присутствует в тех семьях, где у матери в своё время имелись те или иные трудности с обучением.

Как точно определить, что у человека есть дислексия?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Для выявления факта наличия/отсутствия дислексии у человека в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе используется биометрическое исследование. Оно предполагает биометрический анализ узоров 10 пальцев рук, так как нервная система человека (а дислексия – это именно особенность нервной системы) закладывается параллельно с формированием папиллярных узоров пальцев.

Биометрическое исследование точно даёт ответ, из-за чего у человека есть неврологические расстройства, трудности с чтением, письмом – из-за дислексии или других каких-то проблем.



Что позволяет выяснить биометрическое исследование?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Основная задача биометрического исследования – ответить на вопрос, есть  дислексия или её нет.

Биометрическое исследование в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе также позволяет выявить причины трудностей, которые испытывает ребёнок в процессе обучения навыкам чтения и письма. Эффективно бороться со следствием (текущими трудностями) можно, только когда точно знаешь причины.

Исследование абсолютно безопасно и подходит для детей в возрасте от 3-х лет.

Почему дислексию нужно корректировать, а не «лечить»?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Потому что дислексия – это особенность функционирования мозга. У дислексиков абсолютно сохранный интеллект, поэтому для преодоления дислексических трудностей достаточно проведения коррекции работы мозга через физические упражнения. В частности, требуется обеспечение доминации работы левого полушария мозга и формирования правильной нейродинамики чтения и письма.
Почему логопедическая помощь не помогает при дислексии?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Логопеды борются с последствиями дислексии, то есть они пытаются исправить технику чтения и письма без устранения причины этих трудностей. При дислексии необходимо преодолевать рассогласованность в работе полушарий мозга и моторные трудности.

Логопедические занятия также не способствуют формированию правильной нейродинамики, которая является основой грамотного и беглого письма, а также беглого чтения.



Какие методы используются для коррекции дислексии?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для коррекции дислексии используются исключительно педагогические техники и методики, многие из которых являются авторскими.

Базовое упражнение – графокоррекция, которая помогает сформировать правильную нейродинамику чтения и письма, преодолеть моторные трудности, улучшить психоэмоциональное состояние ребёнка.

Также активно используются физические упражнения, направленные на развитие координации движений тела, что естественным образом стимулирует доминацию левого полушария мозга.



Эффективны ли ноотропы при дислексии развития?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе выступает категорически против использования ноотропов при дислексии, так как они способны только усугубить состояние ребёнка и привести к ещё большим проблемам с обучением и поведением.

У дислексиков абсолютно сохранный интеллект, поэтому для преодоления дислексии ребёнка нужно правильно учить, а не лечить.



В чём особенность коррекции дислексии по методу Татьяны Гогуадзе?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Ключевая особенность – применение исключительно педагогических методов коррекции. Программа коррекции строится по результатам биометрического исследования, которое позволяет выявить истинные причины трудностей с обучением, определить психотип ребёнка и его личностные характеристики.

Благодаря этому каждая семья получает индивидуальные рекомендации по оздоровлению образа жизни, воспитанию и обучению ребёнка-дислексика, техникам и методикам самостоятельного преодоления трудностей в чтении и письме.



Почему при дислексии важно выполнять специальные физические упражнения?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Основная цель физических упражнений – обеспечить стимуляцию работы мозжечка, который отвечает за координацию движений, за регуляцию равновесия, эмоций и внимания, за поддержание мышечного тонуса, за скорость обработки информации.

Физические упражнения также направлены на:

  • обеспечение доминации левого полушария мозга;
  • развитие самодисциплины и воли ребёнка
  • преодоление моторных трудностей, улучшение координации движений, повышение выносливости к монотонному труду;
  • улучшение техники письма и чтения;
  • повышение эффективности работы нервной системы.
Как устроен мозг дислексика?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Ключевая особенность – отсутствие доминации в работе полушарий мозга, то есть у дислексиков наблюдается мозговая симметрия, когда оба полушария постоянно активны.
У дислексиков имеются и ярко выраженные особенности анатомического строения мозга – мощного мозолистого тела, из-за чего щель между полушариями мозга настолько сужается, что делает его единым. Поэтому мозг дислексика, как и тип его мышления, можно смело назвать целостным.
Как на самом деле читают дислексики?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Ошибочно считается, что у дислексиков все буквы прыгают перед глазами, а текст просто расплывается. Но если это было бы так, то все дислексики не могли бы читать. Но любой дислексик даже с самой тяжёлой формой дислексии способен читать, хоть очень медленно и с большим трудом.

В действительности у дислексика прыгают не буквы или строчки, а прыгает взгляд. Ему крайне трудно сконцентрироваться на тексте, так как он не может следить глазами по строчке и просто не видит слово целиком. Отсюда и возникают трудности с чтением и письмом.



Что причиняет вред здоровью при дислексии?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Дислексики по своей природе отличаются высокой психоэмоциональной чувствительностью, поэтому любой эмоциональный стресс провоцирует всплеск дислексических ошибок в письме и чтении.

Страх ошибки. Многие дислексики замыкаются (фиксируются) на своих ошибках, из-за чего впадают в депрессию. Страх ошибки буквально сковывает волю и желание бороться над собой, в результате дислексик начинает думать, что он «тупой» и отказывается от чтения и письма.

Нарушение режима сна приводит к сбоям в переработке дневной информации, что причиняет огромный вред психоэмоциональному состоянию здоровью ребёнка с дислексией.



Что делать, когда чрезмерная эмоциональность мешает ребёнку хорошо учиться?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
В первую очередь необходимо заниматься коррекцией психоэмоционального состояния. Ребёнок с дислексией или другими трудностями в обучении нуждается в создании доброжелательной и комфортной для него атмосферы. Если он уверен, что семья его поддерживает и видит с их стороны заботу, то повышается его эффективность в учебной деятельности.
Самое важное, что нужно помнить родителям, - в спокойной и доброжелательной атмосфере мозг чувствительного ребёнка работает эффективнее.
Что такое графокоррекция?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Это авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, направленная на коррекцию эмоционального состояния человека, его манеры письма и улучшение навыков чтения.

Графокоррекция меняет работу мозговых ритмов, за счет чего чтение становится более беглым, речь – более осмысленной, улучшается почерк и даже повышается уровень грамотности.

Графокоррекция эффективна для решения следующих проблем:

  • диспраксия, дисграфия и другие нарушения почерка;
  • расстройство моторно-двигательных функций;
  • гиперактивность, дефицит концентрации внимания;
  • психоэмоциональная неустойчивость;
  • низкая самооценка;
  • слабый уровень самоконтроля.
Зачем ребёнку-дислексику активизировать работу левого полушария мозга?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

У большинства дислексиков постоянно активны оба полушария мозга, то есть отсутствует четкая доминация одного из них. Из-за этого возникают трудности в обучении, неконтролируемые эмоции, перепады настроения, повышенная раздражённость.

Задача коррекции при дислексии – сформировать у человека целостное мышление и обеспечить баланс в использовании левого и правого полушария мозга. Для этого требуется, чтобы доминировало левое полушарие, так как именно оно отвечает за логику, анализ, обработку информации и в целом обучение. Но это не означает, что не развивается правое полушарие. Наоборот, оно подтягивается за левым, одновременно повышая интеллектуальные возможности человека.



Какие физические упражнения нужно выполнять ребёнку-дислексику?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Задача физических упражнений – обеспечение доминации левого полушария мозга, преодоление моторных трудностей, повышение выносливости к монотонному труду и к школьным интеллектуальным нагрузкам, увеличение эффективности работы нервной системы.
Для этого используются упражнения, где выполняются движения с поочередной работой рук и ног, в том числе их перекрещивание. Бег, скандинавская ходьба, ходьба крестом, бой мяча, сжатие эспандера, упражнение “тучка - солнышко” – эти упражнения эффективно повышают работоспособность мозга, позволяют преодолеть многие психоэмоциональные трудности и одновременно решить проблемы с чтением и письмом.
Что такое нейродинамика чтения и письма и для чего её нужно развивать?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Это особенность протекания процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека и соблюдение их баланса. Нейродинамика чтения и письма – устойчивая нейронная связь в работе головного мозга, которая позволяет глазам, точнее, глазным мышцам, двигаться быстро и точно по строчке текста слева направо и сверху вниз.  

Соответственно, формирование правильной нейродинамики позволяет человеку быстрее читать и даже грамотнее писать.



Почему детям-левшам труднее учиться в школе?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Это объясняется тем, что пишущая левая рука активно стимулирует правое полушарие мозга, которое ответственно за творчество. А для успешного обучения требуется, чтобы больше нагружалось левое полушарие, которое ответственно за логику, анализ, обработку информации.
В каких случаях рекомендуется переучивать ребёнка с левой пишущей руки на правую?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Данная рекомендация выдаётся только при наличии у ребёнка-левши устойчивых трудностей в обучении, сложностей с освоением навыков чтения и письма и после проведения биометрической диагностики.

Переучивать с левой руки на правую нужно только в том случае, если диагностика показала, что ребёнок является левополушарным. Важно! Процесс переучивания должен происходить только под наблюдением специалиста и в соответствии с его рекомендациями.



Какие задачи решаются в рамках программы «Успешный Старт»?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Это программа помощи детям и взрослым, которые испытывают трудности с обучением, не могут читать вслух и аккуратно писать.

В первую очередь коррекционная программа “Успешный Старт” рассчитана на детей-дислексиков, но её участником может стать любой, кто хочет улучшить свои навыки в обучении.

Программа направлена на преодоление основных дислексических трудностей. В результате программы за 14 дней коррекции отмечаются следующие изменения:

  • улучшение техники чтения вслух с одновременным увеличением скорости чтения;
  • выраженная коррекция почерка с  увеличением скорости письма и повышения общей грамотности;
  • снятие моторных трудностей и негативных эмоций перед выполнением письменных работ;
  • повышение самооценки детей и коррекция их психоэмоционального состояния.
Почему на занятия в рамках программы «Успешный Старт» обязательно присутствие мамы?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Мама – активный участник программы, а не сторонний наблюдатель. Во время занятий она ведёт свой дневник изменений у ребёнка, где фиксирует все рекомендации и комментарии по обучению и воспитанию своего ребёнка.
Также на занятиях она осваивает техники и различные приёмы самопомощи, которые сможет самостоятельно применять в домашних условиях и тем самым помогать своему ребёнку преодолевать кризисы в обучении.
В чем заключается отличие справки Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе от государственной справки по итогам ПМПК?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Справка Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе по своей содержательной части значительно отличается от справки ПМПК, так как её цель – помочь родителям понять и осознать причины возникших проблем с чтением и письмом у своего ребёнка. Также она направлена на мобилизацию самого ребёнка-дислексика, на активное участие в коррекции, на повышение уверенности в собственных силах, на формирование адекватной самооценки.

Цель же государственной справки ПМПК о дислексии – выявление различных отклонений и назначение того или иного курса лечения или реабилитации.

При этом Справка Центра Дислексии имеет полную юридическую силу и может предоставляться в учебное заведение с целью создания для ребёнка особых образовательных условий с учётом Письма Минпросвещения России от 8 февраля 2019 г. N ТС-421/07 «О направлении рекомендаций».
Нужно ли ребёнку-дислексику проходить ПМПК?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Важно понимать, что прохождение ПМПК – абсолютно добровольное решение родителей.

Опыт Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что отправление ребёнка с дислексией в коррекционные классы или специальные учебные заведения после прохождения ПМПК только усугубляют проблему, так как для ребенка снижаются требования к обучению. При этом коррекция дислексии не осуществляется, а значит, все трудности у ребёнка сохраняются.

Ребёнку с трудностями в чтении и письме, дислексией и дисграфией нужна коррекция и помощь, чтобы справиться с проблемами в учёбе, а не создание особых условий для обучения.



Почему при дислексии важно заниматься самостоятельно?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе
Потому что дислексия будет с человеком всю его жизнь. И если не контролировать своё состояние, постоянно не работать над собой, то все дислексические трудности вернутся.
Какие технологии эффективно помогают при дислексии?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Для улучшения психоэмоционального состояния, подготовки мозга и нервной системы к учебным нагрузкам, преодоления синдрома гиперактивности, улучшения навыков чтения и письма в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе активно применяются аппараты Меллон и Магма.

Принцип действия этих аппаратов основан на цветоимпульсной терапии, которая абсолютно безопасна для детей и взрослых и рекомендована для коррекции различных психоэмоциональных трудностей.



Может ли дислексик получить высшее образование?
Татьяна Гогуадзе
Татьяна Гогуадзе

Конечно, может! Ведь у дислексиков абсолютно сохранный интеллект. Более того, результаты биометрических диагностик показывают, что по своему интеллектуальному потенциалу дислексики намного превосходят других людей.

И при своевременной коррекции дислексии у детей есть все шансы не только успешно учиться в школе, но и получить высшее образование и в целом преуспеть по жизни.