Яндекс Метрика
Определение ведущей руки: зачем это нужно, тесты, методики, влияние на качество письма
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Определение ведущей руки: почему это важно для любого школьника?

11.07.2022

В школах уже давно не обращают внимание на то, какой рукой пишет ребёнок и тем более не занимаются переучиванием с правой руки на левую. Однако в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе всё чаще стали обращаться семьи, где воспитываются леворукие дети. Основные причины обращения – серьёзные проблемы с обучением и психоэмоциональная неустойчивость.

И очень часто биометрическое исследование показывает, что именно из-за левой руки ребёнок испытывает устойчивые трудности с учёбой. И в этом случае может быть рекомендована смена пишущей руки с левой на правую.

НО! Смена рук должна происходить только согласно результатам биометрического исследования и под наблюдением специалиста, иначе ребёнку может быть нанесён только вред. Подробнее о методике учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе по смене пишущей руки с левой на правую читайте в этом материале.

Левая рука как причина эмоциональных проблем

Определение ведущей руки ещё до школы помогает избежать многих потенциальных проблем с обучением. В первую очередь с почерком, ведь если у человека неправильно определена преобладающая рука, то он обычно пишет крайне неразборчиво и неаккуратно, у него постоянно прыгают буквы и строчки. Одновременно с этим нарушаются координация тела и общая ловкость, имеются проблемы с мелкой моторикой.

Определение ведущей руки у ребёнка

Доминирует не рука – а полушарие мозга

Из общей психологии известно, если ведущим является левое полушарие мозга, то человек обычно пишет правой рукой, а если доминирует правое полушарие, то левой. Однако этот тезис ни в коем случае не может считаться догмой.

Не рука определяет доминацию мозга

Практика консультирования леворуких детей и взрослых в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе подтверждает, что очень часто у леворуких людей как раз доминирующим является левое полушарие. А из-за того, что они пишут, рисуют, да и в целом все основные действия выполняют левой рукой, то стимулируют работу правого полушария. Результатом этого становится рассогласованность в функционировании полушарий мозга, что и приводит к проблемам с обучением и психоэмоциональной неустойчивости.

Почему у ребёнка, особенно дислексика, должно доминировать именно левое полушарие и как это влияет на его обучаемость, подробно расписано в нашем отдельном материале.

Соответственно, чем раньше ребёнок узнает свою ведущую руку, а, если точнее, доминирующее полушарие, тем меньше трудностей у него будет с письмом и чтением в школе. Это также будет способствовать правильному захвату ручки/карандаша, что очень важно для формирования разборчивого, ровного почерка, высокой скорости письма и выносливости руки к монотонной нагрузке при письме.

Методики определения ведущей руки

Обычно для этого используются довольно простые тесты. Например, просят ребёнка что-то нарисовать на листе бумаги, обращают внимание, какой рукой он бросает мяч, держит зубную щетку, ложку и т.д.

Определение ведущей руки в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе

Популярный тест на определение ведущей руки у дошкольника – открытие нескольких коробочек. Здесь смотрят, какой рукой он выполняет все действия: открывает/закрывает, достает содержимое коробочек.

Определение ведущей руки

Однако классические тесты на определение ведущей руки отличаются крайне низкой достоверностью, так как при их проведении обращается внимание только на уже сформировавшийся навык активности правой либо левой руки. То есть не учитывается, какое полушарие мозга является доминирующим.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для этих целей используется биометрическое исследование (БиоТест), которое позволяет:

  • объективно установить ведущее полушарие;
  • выяснить, есть ли у ребёнка дислексия или нет;
  • в зависимости от результатов БиоТеста сформировать индивидуальную программу по смене руки с левой на правую.
Зачем менять левую руку на правую - отзыв папы

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе именно по результатам биометрического исследования принимается решение о целесообразности переучивания левши с правой на левую руку.

Коррекция проблем леворуких детей по методу Татьяны Гогуадзе

От правильного выбора ведущей руки зависит очень много, в том числе и способность к обучению, и психоэмоциональная устойчивость ребёнка, поэтому это действительно очень важный момент, который нельзя игнорировать родителям, если леворукий ребёнок испытывает трудности в учёбе!

Помощь леворуким детям и их родителям в
Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе