Мама, мне больно читать!

Версия для печати Отправить другу PDF версия
вт, 02/26/2019 - 14:02
Админ сайта

«Мы читаем, а улучшения нет!» - вот что сегодня мы всё чаще слышим от мам. Давайте разбираться, в чём же причина! И сегодня я хочу более подробно остановиться на работе глаз как причине трудностей в овладении чтением и письмом. 

Итак, как же узнать, дислексик ли ребёнок, или у него просто есть какие-то специфические нарушения зрительных и зрительно-моторных функций глаз, мешающих полноценному овладению навыком чтения и письма. Понять, есть ли у ребёнка дислексия, можно только после диагностики. 

Например, одна из частых причин, которую я отмечаю у школьников с трудностями в чтении и письме у себя на приёме – это несформированная способность движений глаз следовать по тексту слева направо. Иногда дети даже жалуются на боль в глазах при чтении, на двоение в глазах, как только перед ними раскрывается книга. Достаточно часто при проведении графических тестов на моей диагностике выявляется ярко выраженное хаотичное движение глаз по тексту. 

Это может увидеть каждая мама, учительница, логопед и репетитор - РЕБЁНОК ПИШЕТ ЦИФРЫ СНИЗУ ВВЕРХ и СПРАВА НАЛЕВО ? 

Сегодня в своей диагностической практике всё чаще выявляю достаточно высокий уровень несформированной адекватной для чтения и письма нейродинамики в работе мозга: слева направо и сверху вниз. В таких случаях, нужно устранять причину трудностей, и заниматься формированием правильной нейродинамики в работе мозга слева направо, потому что мы так пишем и читаем, а не объявлять ребёнка дислексиком, что часто делают логопеды, педагоги, не пытаясь разобраться в деталях нарушения.

Если не помочь ребёнку изменить нейродинамику в работе мозга, то он так и не научится читать и писать. С чем и сталкивается сегодня современный ребёнок, который уже на начальных этапах испытывает колоссальный дискомфорт в глазах при чтении и письме и жалуется: «У меня глаза болят!». Или постоянно ноет: « Мама, мне больно читать!», а в ответ он чаще слышит: «Прекрати издеваться – читай, давай! Доктор сказал, что с глазами и зрением у тебя всё в порядке, а учительница велела больше читать! ЧИТАЙ!» 

Следующим этапом, у ребёнка с несформированной адекватной для чтения и письма нейродинамикой в работе мозга: слева направо и сверху вниз, может развиваться невроз истощения, неврологические симптомы: головные боли, нарушение сна, приступы удушья, снижение памяти и познавательных функций; начинают проявляться трудности социализации, ярко начинают проявлять себя нарушения в формировании личностно-волевой сферы и выраженные проблемы с усвоением информации. У ребенка отмечается значительное снижение в мотивации учиться, значительное ухудшение и даже утрата навыка чтения. И в этом нет ничего удивительного, потому что возрастает зрительная нагрузка на неразвитые зрительно-моторные функции глаз и глазных мышц, а также низкую способность мозга быстро переключаться и устойчиво регулировать процессы возбуждения и торможения - ВСЁ ЭТО и делает совершенно невозможным чтение и письмо. Ребёнок либо отказывается читать, либо это делает, но с серьёзным преодолением дискомфорта, что естественно не приводит к улучшению техники чтения и грамотности на письме. «Мы читаем, а улучшения нет!» - вот что сегодня мы всё чаще слышим от мам. 

К нарушению чтения могут приводить разные дисфункции, прежде всего зрительные. Например, даже незначительные нарушения движений глаз по строчке, снижение или несформированность зрительного внимания и способность фокусировать взгляд на мелком объекте, который не движется, приводит к снижению рабочей памяти и сложности понимания прочитанного или написанного. 

Тенденция сканировать текст справа налево – это не совсем дисфункция, поскольку никак не ухудшает качество жизни ребенка, однако уже доказано, что нарушение адекватной нейродинамики в процессе чтения и письма значительно затрудняет овладение данными учебными навыками и даже может делать совершенно невозможным чтение и письмо. 

Логопеды, дефектологи, репетиторы и мамы, которые нацелены на практическую работу с детьми, не умеют выявлять различные дисфункции зрительного восприятия строчки ребёнком. По этой причине эти позиции игнорируются в курсах коррекции и самостоятельных занятиях мамы с ребенком, тем самым значительно снижается эффективность помощи ребёнку с трудностями в чтении и письме. Могу с полной ответственностью сообщить, что, на мой взгляд, дефектологи, логопеды, репетиторы и мамы, искренне желающие помочь своему ребенку, не очень понимают, что именно в каждом конкретном случае нужно корректировать, потому что эти знания мы получаем именно из диагностики ПРИЧИН трудностей. 

Внимание к деталям и мелочам – 
яркий показатель того, что здесь, в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, о вашем ребёнке действительно позаботятся и помогут ему выйти на новый уровень чтения и письма! Начните решение проблем с обучением у своего ребенка с диагностики у Татьяны Гогуадзе.