Яндекс Метрика
Обучение летом как способ преодолеть трудности с обучением
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Зачем ребёнку учиться летом и как улучшить процесс обучения?

23.05.2025

Лето – время, которое традиционно ассоциируется с отдыхом, свободой и отсутствием школьных забот. Однако с точки зрения педагогики и психологии, особенно в отношении детей с трудностями в обучении, учёба летом может стать ключевым периодом для закрепления навыков, развития познавательной активности и предотвращения отката в достигнутых результатах.

В статье разберём, почему ребёнку полезно обучение летом и что нужно делать, чтобы добиться лучшего результата.

Почему летом надо продолжать учиться?

Исследования показывают, что за три месяца летних каникул дети могут потерять до 30% знаний, полученных за учебный год. Особенно это касается навыков чтения, письма и счёта. А у детей с трудностями в обучении, тем более учеников с дислексией и дисграфией, такой откат может быть ещё более выраженным, поскольку достижение ими прогресса часто требует систематических занятий.

В учебном году ребёнок вынужден осваивать материал в жёстких временных рамках, в результате чего на него создаётся дополнительное психоэмоциональное давление. Обучение летом, наоборот, проходит в комфортном темпе, без оценок и строгих ограничений по времени. Благодаря этому у ребёнка снижается тревожность, у него появляется возможность сосредоточиться на качестве, а не на скорости выполнения заданий.

В чём польза обучения летом для детей

В первую очередь это критично для детей с трудностями в обучении, которым на уроках всегда не хватает времени, чтобы понять суть задания и правильно его выполнить.

Кроме того, учёба летом – это:

  • Индивидуальный подход. Ведь в школе учитель ориентируется на средний темп класса, а летом родители или репетитор могут уделить внимание именно тем аспектам, которые вызывают у ребёнка наибольшие сложности.
  • Возможность построить план обучения с учётом сильных сторон ребёнка, его психоэмоциональных особенностей и оптимального темпа работы. Каким образом можно выявить эти особенности? Записывайтесь на онлайн-диагностику в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, чтобы оценить текущее психоэмоциональное состояние ребёнка и понять, почему он ведёт себя так, а не иначе.
  • Возможность сосредоточиться на развитии навыков, которые помогут ребёнку стать более эффективным в учёбе. И лето для этих целей подходит лучше всего!

Упор на физическую активность

Обучение летом – это не только чтение, занятия письмом, математикой или другими предметами. В первую очередь необходимо подготовить тело ребёнка к школьным нагрузкам и повысить его выносливость к монотонным занятиям. И наиболее эффективный способ достичь этого — специальные психофизические практики.

В режиме дня ребёнка обязательно должны присутствовать такие упражнения, как графокоррекция, бой мяча, «Тучка-Солнышко», занятия с эспандером. Почему именно эти упражнения и как их правильно нужно выполнять? Все ответы вы найдёте в «Методических рекомендациях по тренировкам для детей с трудностями в обучении», которые доступны участникам клуба «Родительская Академия».

Учёба летом для детей

В база знаний клуба также содержится более 60 мастер-классов, изучение которых поможет самостоятельно улучшить ситуацию с учёбой у ребёнка к лучшему. А в контексте обучения ребёнка летом в первую очередь рекомендуем посмотреть лекцию на тему «Почему детям так важно проводить время на свежем воздухе и как использовать летние месяцы для повышения успеваемости».

Из материалов лекции вы узнаете:

  • в чём польза занятий на свежем воздухе для детей с трудностями в обучении;
  • как правильно выстроить систему тренировок, чтобы добиться положительных изменений в учёбе. В частности, вы узнаете, как развивать выносливость к монотонным нагрузкам, формировать навыки речевого дыхания, способность распределять и переключать внимание;
  • зачем нужно активизировать функции левого полушария и как умение контролировать и управлять своим телом помогают справляться со школьными трудностями;
  • как избавиться от лишних движений и тем самым улучшить технику письма и чтения;
  • какие ошибки наиболее часто допускают родители при организации тренировочного процесса и как их можно избежать.
Лето – это не время для остановки учебного процесса, а шанс продолжить его в новом формате. 

Подход учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе к летнему обучению показывает, что занятия, дополненные физической активностью, дают отличный результат и позволяют детям вернуться в школу мотивированными и готовыми к серьёзной работе.