Яндекс Метрика
Причины трудностей с математикой у детей в школе и как чтение помогает их решить
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Москва, Бакунинская улица, 69, стр. 1
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

У ребёнка трудности с математикой? Ему нужно больше читать!

17.06.2025

Одним из ключевых учебных навыков, от которого зависит успешность обучения ребёнка в школе, является чтение. Однако важно, чтобы у школьника был развит навык осмысленного чтения, то есть он должен понимать смысл прочитанного текста и уметь его пересказать. Но при чём здесь чтение и трудности с математикой?

Обычно дети с хорошим чтением показывают более высокие результаты в учёбе по сравнению со своими одноклассниками, у которых есть трудности с чтением. Это связано с тем, что они быстрее понимают условия задач и правила, а также легче усваивают информацию по гуманитарным предметам, таким как история, биология, география и другим.

Однако иногда бывает так, что дети, которые хорошо успевают по другим предметам, испытывают трудности с математикой. Почему так происходит? Давайте разберёмся!

Неочевидные причины трудностей с математикой

Многие родители, чьи дети не успевают по математике, часто прибегают к самому простому решению проблемы – её игнорированию. «Мой ребёнок – гуманитарий, поэтому математика у него не идёт»: такой ответ приходится слышать очень часто.

Как преодолеть трудности с математикой

Но на самом деле проблемы с математикой связаны в большинстве случаев не с гуманитарным складом ума, а с низкой активностью левого полушария мозга, дискалькулией и даже математической тревожностью. И если родители будут игнорировать трудности ребёнка с математикой, то тем самым только сделают ему хуже. Ребёнок перестанет верить в свои силы, смирится с тем, что у него нет способностей к точным наукам, и перестанет прикладывать усилия, чтобы начать учиться лучше.

Многолетняя практика педагога-дефектолога Татьяны Гогуадзе демонстрирует, что главные причины математических сложностей у детей обычно обусловлены:

  1. Слабой доминацией левого полушария мозга. А ведь левое полушарие у нас как раз отвечает за обучение, логику, работу с информацией. И если его функции снижены, то, соответственно, ребёнку будет трудно усваивать учебный материал и самостоятельно выполнять домашние задания. Как развивать левое полушарие мозга – ответы здесь.
  2. Отсутствием математической дисциплины, то есть ребёнок не приучен/ не обучен к самостоятельному поиску решений задачи либо примера. Как это выглядит на практике? Например, ученик читает условия задачи и не понимает, что нужно делать. Вместо того, чтобы начать вдумчиво вчитываться, выяснять, что дано и что нужно найти, какие операции с имеющимися данными можно выполнить, он сразу же сдаётся, считая, что ему не под силу решить задачу.
  3. Наличием математической тревожности. Под этим термином понимается состояние сильного беспокойства, страха или напряжения, которое возникает у ребёнка при решении математических задач, перед контрольными или даже при мысли о математике. Это не связано с низкими способностями: даже одарённые дети могут испытывать сильный стресс, что мешает им показывать свои реальные знания.
  4. Наличием синдрома дефицита внимания и гиперактивности либо же дискалькулии. Что нужно знать о работе мозга при СДВГ, рассказываем в этом материале, а здесь вы сможете узнать, как дискалькулия проявляется в математике и что нужно делать для её преодоления.
  5. Слабо развитой зрительно-моторной координацией, то есть ребёнку сложно контролировать глазами, что пишет его рука. Из-за этого он не может держать строку при письме и сосредоточиться на решении задач/ примеров. А ещё это является причиной зеркальности на письме и нарушения нейродинамики в написании цифр.

Почему нужно больше читать?

Для устранения трудностей с математикой нужно больше читать, потому что таким образом у ребёнка будут одновременно развиваться следующие полезные навыки, необходимые и при решении математических задач:

  • Понимание прочитанного текста. Благодаря умению выделять главное и второстепенное в тексте, ребёнок сумеет и верно понимать условия задач. К тому же он сможет видеть ключевые слова задачи, такие как «во сколько раз больше», «вместе», «осталось». То есть у него появится понимание, какие действия ему нужно выполнить по условиям задачи.
  • Логическое мышление. Чтение расширяет словарный запас ребёнка, развивает умение выстраивать причинно-следственные связи, а это критически важно для решения логических и алгебраических задач.
  • Работа с текстовыми задачами. Значительное количество ошибок при решении задач и примеров связаны не с вычислениями, а с неправильным пониманием условия. Поэтому умение ребёнка переформулировать задачу своими словами способствует её лучшему пониманию.

Также для преодоления проблем с математикой ребёнку рекомендуется освоить следующие методы чтения:

  • изучающее чтение;
  • комментированное чтение;
  • скорочтение.

Хорошие результаты даёт применение проблемно-поискового подхода и построение схем к условию задачи.

Как правильно использовать эти методы, какие упражнения помогают улучшить зрительно-моторную координацию и что ещё нужно делать для решения проблем с математикой в школе? Все ответы вы найдёте в лекции учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Почему у ребёнка, который хорошо читает, возникают трудности с математикой». Лекция, как и другие мастер-классы по обучению и воспитанию детей, доступны только в онлайн-клубе «Родительская Академия».

Как решить проблемы с математикой

В лекции по преодолению трудностей с математикой у детей Татьяна Гогуадзе также рассказывает:

  • о техниках по отработке правильного написания цифр;
  • о необходимости использования эспандера для повышения доминации левого полушария мозга;
  • об упражнениях, которые помогают улучшить навыки счёта у ребёнка.

Вступайте в онлайн-клуб «Родительская Академия» и откройте ресурсы для самостоятельной помощи своему ребёнку по решению школьных проблем и улучшению его академической успеваемости.