Одним из ключевых учебных навыков, от которого зависит успешность обучения ребёнка в школе, является чтение. Однако важно, чтобы у школьника был развит навык осмысленного чтения, то есть он должен понимать смысл прочитанного текста и уметь его пересказать. Но при чём здесь чтение и трудности с математикой?
Обычно дети с хорошим чтением показывают более высокие результаты в учёбе по сравнению со своими одноклассниками, у которых есть трудности с чтением. Это связано с тем, что они быстрее понимают условия задач и правила, а также легче усваивают информацию по гуманитарным предметам, таким как история, биология, география и другим.
Однако иногда бывает так, что дети, которые хорошо успевают по другим предметам, испытывают трудности с математикой. Почему так происходит? Давайте разберёмся!
Неочевидные причины трудностей с математикой
Многие родители, чьи дети не успевают по математике, часто прибегают к самому простому решению проблемы – её игнорированию. «Мой ребёнок – гуманитарий, поэтому математика у него не идёт»: такой ответ приходится слышать очень часто.
Но на самом деле проблемы с математикой связаны в большинстве случаев не с гуманитарным складом ума, а с низкой активностью левого полушария мозга, дискалькулией и даже математической тревожностью. И если родители будут игнорировать трудности ребёнка с математикой, то тем самым только сделают ему хуже. Ребёнок перестанет верить в свои силы, смирится с тем, что у него нет способностей к точным наукам, и перестанет прикладывать усилия, чтобы начать учиться лучше.
Многолетняя практика педагога-дефектолога Татьяны Гогуадзе демонстрирует, что главные причины математических сложностей у детей обычно обусловлены:
- Слабой доминацией левого полушария мозга. А ведь левое полушарие у нас как раз отвечает за обучение, логику, работу с информацией. И если его функции снижены, то, соответственно, ребёнку будет трудно усваивать учебный материал и самостоятельно выполнять домашние задания. Как развивать левое полушарие мозга – ответы здесь.
- Отсутствием математической дисциплины, то есть ребёнок не приучен/ не обучен к самостоятельному поиску решений задачи либо примера. Как это выглядит на практике? Например, ученик читает условия задачи и не понимает, что нужно делать. Вместо того, чтобы начать вдумчиво вчитываться, выяснять, что дано и что нужно найти, какие операции с имеющимися данными можно выполнить, он сразу же сдаётся, считая, что ему не под силу решить задачу.
- Наличием математической тревожности. Под этим термином понимается состояние сильного беспокойства, страха или напряжения, которое возникает у ребёнка при решении математических задач, перед контрольными или даже при мысли о математике. Это не связано с низкими способностями: даже одарённые дети могут испытывать сильный стресс, что мешает им показывать свои реальные знания.
- Наличием синдрома дефицита внимания и гиперактивности либо же дискалькулии. Что нужно знать о работе мозга при СДВГ, рассказываем в этом материале, а здесь вы сможете узнать, как дискалькулия проявляется в математике и что нужно делать для её преодоления.
- Слабо развитой зрительно-моторной координацией, то есть ребёнку сложно контролировать глазами, что пишет его рука. Из-за этого он не может держать строку при письме и сосредоточиться на решении задач/ примеров. А ещё это является причиной зеркальности на письме и нарушения нейродинамики в написании цифр.
Почему нужно больше читать?
Для устранения трудностей с математикой нужно больше читать, потому что таким образом у ребёнка будут одновременно развиваться следующие полезные навыки, необходимые и при решении математических задач:
- Понимание прочитанного текста. Благодаря умению выделять главное и второстепенное в тексте, ребёнок сумеет и верно понимать условия задач. К тому же он сможет видеть ключевые слова задачи, такие как «во сколько раз больше», «вместе», «осталось». То есть у него появится понимание, какие действия ему нужно выполнить по условиям задачи.
- Логическое мышление. Чтение расширяет словарный запас ребёнка, развивает умение выстраивать причинно-следственные связи, а это критически важно для решения логических и алгебраических задач.
- Работа с текстовыми задачами. Значительное количество ошибок при решении задач и примеров связаны не с вычислениями, а с неправильным пониманием условия. Поэтому умение ребёнка переформулировать задачу своими словами способствует её лучшему пониманию.
Также для преодоления проблем с математикой ребёнку рекомендуется освоить следующие методы чтения:
- изучающее чтение;
- комментированное чтение;
- скорочтение.
Хорошие результаты даёт применение проблемно-поискового подхода и построение схем к условию задачи.
Как правильно использовать эти методы, какие упражнения помогают улучшить зрительно-моторную координацию и что ещё нужно делать для решения проблем с математикой в школе? Все ответы вы найдёте в лекции учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Почему у ребёнка, который хорошо читает, возникают трудности с математикой». Лекция, как и другие мастер-классы по обучению и воспитанию детей, доступны только в онлайн-клубе «Родительская Академия».
В лекции по преодолению трудностей с математикой у детей Татьяна Гогуадзе также рассказывает:
- о техниках по отработке правильного написания цифр;
- о необходимости использования эспандера для повышения доминации левого полушария мозга;
- об упражнениях, которые помогают улучшить навыки счёта у ребёнка.
Вступайте в онлайн-клуб «Родительская Академия» и откройте ресурсы для самостоятельной помощи своему ребёнку по решению школьных проблем и улучшению его академической успеваемости.