Одна из распространённых причин, почему современные дети испытывают трудности с обучением, в частности, совершают множество ошибок на письме, – слабое развитие зрительного внимания. Многие родители, которые приходят на консультацию в Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе, жалуются, что ребёнку трудно удерживать строку при письме и чтении, он часто перепрыгивает взглядом с одной строки на другую, путает слова местами, ему сложно сосредоточиться на тексте и сфокусировать взгляд.
Что такое зрительное внимание, почему сегодня всё больше детей страдают от «синдрома бегающих глаз» и что делать для решения проблемы? Об этом и поговорим в нашем материале.
Внимание! В статье будет идти речь о проблемах с вниманием у детей, у которых нет статуса ОВЗ или каких-то других заболеваний.
Зрительное внимание
Если говорить простыми словами, то это способность человека фиксировать взгляд на объекте в течение какого-то времени. Этому навыку ребёнок учится практически с рождения, а его полное становление заканчивается только в 8-9 лет, когда в норме ребёнок уже должен уметь переключать и распределять внимание, одновременно его удерживать на нескольких объектах или действиях и при необходимости самостоятельно переключаться с одного объекта/ действия на другое.
Важно! Именно зрительное внимание является одним из основных аспектов когнитивного развития детей и играет ключевую роль в способности читать и грамотно писать, а также воспринимать мир вокруг себя.
Также от уровня развития зрительного внимания напрямую зависит формирование всех неречевых психических функций ребёнка:
- мышление;
- зрительная память;
- сенсорные и элементарные математические представления;
- пространственная и временная ориентация;
- координация рук.
Разумеется, что если у ребёнка не будет развито зрительное внимание, то это может отрицательно сказаться на его способности к обучению. В частности, для детей с нарушениями зрительного внимания характерны следующие проблемы в учёбе:
- трудности формирования зрительного образа цифр, букв, графических элементов: ребёнок пишет лишние элементы или не дописывает их, путает схожие по конфигурации буквы и цифры;
- зеркальное письмо;
- ребёнок не видит строку и ему сложно ровно расположить на ней буквы, следовательно, письмо получается неровным и неразборчивым;
- низкий уровень зрительно-моторной координации;
- крайне медленный темп письма с большим количеством ошибок. При этом ребёнок часто не видит «ошибкоопасные» места и не находит ошибки при повторном чтении текста;
- сложности с чтением. Оно обычно медленное, прерывистое, так как ребёнку сложно следить взглядом за строкой, вследствие чего он хуже понимает и запоминает прочитанный текст.
О нарушении зрительного внимания может говорить и привычка ребёнка постоянно тереть глаза, когда он читает или пишет: таким образом он пытается как бы сфокусировать свой взгляд. Кроме того, следует обратить внимание и на такие признаки:
- переписывание текста по буквам, а не по несколько слов;
- невозможность писать с проговариванием;
- сложности с доведением начатого дела до конца;
- повышенная отвлекаемость при выполнении какого-либо дела;
- чрезмерная подвижность внимания, то есть постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при крайне низкой общей эффективности.
Причины нарушения зрительного внимания
У современных школьников, которые не имеют проблем со зрением, снижение зрительного внимания объясняется следующими факторами:
- регулярный просмотр коротких сюжетов в социальных сетях и многочасовые игры на компьютере и гаджетах. Как компьютерная зависимость влияет на работу мозга ребёнка и его обучаемость – ответы в этом материале;
- просмотр мультфильмов и видео, где демонстрируется множество хаотичных движений. Глаза детей привыкают следить за ними, в результате чего глазные мышцы начинают постоянно двигаться хаотично. Как результат – детям становится трудно читать и писать, ведь их глазные мышцы привыкли двигаться беспорядочно;
- длительное нахождение в состоянии стресса, повышенные умственные и физические нагрузки, которые приводят к общей утомляемости и, как следствие, снижению зрительного внимания.
Что делать для развития зрительного внимания?
Если ребёнок часами проводит время за компьютером и просмотром видео или мультиков, то в первую очередь необходимо ограничить использование гаджетов.
Суть же упражнений на зрительное внимание заключается в необходимости научить ребёнка в течение длительного времени концентрироваться на выполнении одного действия.
Что для этого нужно делать? Наиболее эффективным и доступным упражнением является «Бой мяча»: необходимо в статической позе на протяжении 40-60 минут попеременно отбивать мяч то левой, то правой рукой.
Подробная техника этого и других упражнений, позволяющих улучшить ситуацию с обучением, представлены в «Методических рекомендациях по тренировкам для детей с трудностями в чтении и письме, дисграфией, дислексией и СДВГ». Познакомиться с рекомендациями можно на платформе «Родительская Академия».
Ещё одно базовое упражнение – графокоррекция. Эта техника одновременно является и диагностической: она позволяет наглядно увидеть и понять самому ребёнку, как работают его глазные мышцы и почему ему трудно читать и писать.
Достаточно выполнять всего два этих упражнения, чтобы улучшить у ребёнка зрительное внимание и тем самым помочь ему преодолеть базовые трудности в чтении и письме.
Для получения быстрых результатов в улучшении навыков чтения и письма приглашаем детей и родителей на программу Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе «Интеллектуальные выходные», которая позволяет на практике освоить упражнения, которые можно применять в домашних условиях, а также здесь мамы и папы получают ценные рекомендации по обучению и воспитанию своих детей с учётом особенностей их развития.