Яндекс Метрика
Ноотропы для детей, почему от них лучше отказаться
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Ноотропы для детей: стоит ли их применять?

19.03.2025

Если ребёнок не успевает в школе, плохо запоминает информацию, медленно читает или вообще отказывается выполнять письменные работы, то многие родители считают, что решением этих проблем могут стать ноотропы для детей для улучшения памяти.

В статье поговорим, стоит ли давать детям ноотропы, к каким последствиям это может привести и какие альтернативы существуют ноотропным препаратам.

Важно! В материале будем говорить только о детях без статуса ОВЗ и не страдающих от болезней, связанных с нарушением работы мозга.

Обратим внимание, что изначально ноотропы были созданы для пожилых людей, страдающих деменцией. Постепенно препараты стали применять для лечения нарушений кровотока внутри мозга, неврозов. Появились и ноотропы для детей, призванные решать такие проблемы, как:

  • умственные отклонения;
  • отставание речевого и психического развития;
  • наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Зачем детям назначают ноотропы?

Компоненты, которые входят в состав ноотропа (неважно, имеют они искусственное или природное происхождение) действительно оказывают воздействие на работу мозга, так как они восстанавливают и улучшают деятельность нейронных связей. Они также повышают активность нервных клеток, улучшая таким образом когнитивные функции.

Именно поэтому с помощью ноотропов для детей родители пытаются решить и следующие проблемы:

  • преодолеть апатию, повышенную утомляемость;
  • оказать седативный эффект при гиперактивности ребёнка и его лёгкой возбудимости;
  • улучшить обменные процессы в мозге и тем самым помочь ребёнку справиться с трудностями в обучении.

Однако ноотропы для памяти детям не так безопасны и эффективны, как кажется на первый взгляд. В первую очередь многие из них имеют противопоказания, поэтому применять их нужно только после консультации с врачом. Стоит также учитывать, что:

  • ноотропы могут вызвать дофаминовую зависимость. Дело в том, что они оказывают эффект во многом за счёт блокировки дофаминовых рецепторов и стимуляции центральной нервной системы. Из-за этого в мозге остаётся больше дофамина, и если человек перестаёт принимать ноотропы, то здесь уже может проявиться синдром отмены. Но он не связан с привыканием к конкретному компоненту, поэтому препараты и продаются в свободном доступе;
  • даже при отсутствии побочных эффектов, ребёнок при приёме ноотропов может стать более тревожным и раздражительным. В некоторых случаях у ребёнка возникают головные боли, тошнота, рвота;
  • ноотропы для детей, хотя и обладают накопительным эффектом, но спустя какое-то время после окончания их приёма, происходит откат до начального состояния.

Так происходит потому, что ноотропы для развития детей не устраняют первопричину, из-за которой у ребёнка есть проблемы с обучением. А ещё они не способствуют формированию новых нейронных связей, а лишь укрепляют имеющиеся.

Естественная стимуляция мозга – лучшая альтернатива ноотропам

Для повышения когнитивных способностей совершенно необязательно давать ребёнку ноотропы. Решить проблему можно гораздо безопаснее для здоровья и психического развития ребёнка и с гарантией достижения результата. Для этого необходимо обеспечить естественную стимуляцию мозга через физические упражнения и за счёт этого решить ряд проблем:

  • улучшить навыки чтения и письма, работы с информацией;
  • справиться с психоэмоциональными трудностями и даже улучшить детско-родительские отношения;
  • повысить ресурсное состояние.

Более того, в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе через физические упражнения проводится коррекция дислексии, дисграфии и СДВГ.

Что нужно делать для естественной стимуляции мозга?

Авторская методика учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе позволяет активизировать работу детского мозга за счет регулярных тренировок, таких как:

Как их выполнять? Техника выполнения упражнений подробно изложена в «Методических рекомендациях по тренировкам для детей с трудностями в обучении», доступных в онлайн-клубе «Родительская Академия».

Здоровые дети должны заниматься физкультурой!

От физических тренировок, в отличие от ноотропов для детей, только польза, потому что физическая нагрузка является естественным аспектом детского развития, так как с её помощью удаётся:

  • активизировать речевое дыхание;
  • повысить работоспособность;
  • сформировать и укрепить в мозге новые нейронные связи, а также обеспечить правильную нейродинамику чтения и письма.

Психофизическая тренировка для детей – это всегда воздействие на мозг, интеллект, центральную нервную систему, а не только тело.

Ваш ребёнок может присоединиться к онлайн-тренировкам, которые на регулярной основе проводятся по выходным в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе. Каждая тренировка длится по 2 часа, в течение которых дети выполняют психофизические упражнения.

Отличным вариантом знакомства с техниками и методом учителя-дефектолога Татьяны Валерьевны Гогуадзе, является программа-интенсив «Интеллектуальные выходные».