Яндекс Метрика
Быстрая невнятная речь как причина ошибок на письме и почему открытый рот - это не норма
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Невнятная и быстрая речь – причина безграмотности на письме?

23.06.2022

Может ли невнятная и быстрая речь, такое же чтение сказываться на грамотности во время письма? Да, и это реальность. В статье разбираемся, как связаны работа артикуляционного аппарата и грамотность письма.

К чему приводят слабые речевые мышцы

Если у ребёнка слабые мышцы речевого аппарата, то это становится причиной нарушения и несформированности регуляторных механизмов деятельности. Базовым механизмом является способность останавливаться/переключаться, то есть делать осмысленные паузы во время чтения/разговора.

Понять, что у ребёнка недостаточно развиты речевые мышцы очень просто: у него будет постоянно приоткрыт рот.

Ребенок с открытым ртом

А именно способность останавливаться/переключаться определяет, насколько будет понятной, чёткой и разборчивой устная речь ребёнка. От этого же зависит и техника чтения.

Почему же это влияет на грамотность?

Потому что, когда ребёнок пишет, он всегда проговаривает слова по слогам. То есть, чтобы написать без ошибок, нужно практически произнести слово вслух. А если ребёнок не может нормально читать вслух, то как он правильно сумеет произнести слово во время письма?

Общеизвестный факт: регулярное чтение вслух способствует повышению грамотности, так как ребёнок не только видит, как написано, слово, но и слышит его. В результате одновременно развивается и зрительная, и слуховая память. Кроме того, метод орфографического чтения, который позволяет довольно быстро поднять уровень грамотности, как раз и основан на произношении слов вслух.

А если ребёнок не владеет этим навыком, то и грамотность его снижается!

Поэтому дети с открытым ртом – это не норма! И даже если у ребёнка нет никаких проблем со здоровьем или выявленных нарушений звукопроизношения, то его рот должен быть постоянно закрыт.

В итоге получается, что из-за слабости мышц артикуляционного аппарата ребёнок имеет проблемы и с чтением, и письмом.

Как укрепить мышцы речевого аппарата?

Для этого нужно выполнять специальные упражнения. Они несложные, и можно очень быстро научиться их делать.

Но для этого придётся прикладывать усилия, точнее, от ребёнка потребуется моторная дисциплина.

Родителям важно понимать, что если у ребёнка есть трудности с артикуляцией, вызванные слабостью речевой мускулатуры, то упражнения будут однозначно вызывать отрицательные эмоции. Вполне вероятно, что ребёнок будет нервничать, кричать или капризничать.

И это нормальная реакция! При этом никакие уговоры или даже принуждение к выполнению упражнений не дадут желаемого результата. Единственный вариант – заниматься вместе с ребёнком, то есть самостоятельно делать такие же упражнения.

«Улыбка – Трубочка»

Для решения проблемы открытого рта и для укрепления мышц речевого аппарата достаточно всего одного упражнения. И совершенно необязательно ходить к логопеду!

«Улыбка – Трубочка» эффективно тренирует переключаемость артикуляционного аппарата, а также его выносливость к чёткому артикулированию. Его нужно выполнять регулярно – 15-20 минут в день.

О том, что нужный результат будет достигнут, будет понятно не только по закрытому рту, но и чёткой артикуляции при произношении звуков «о», «и», «у».

Техника выполнения упражнения Улыбка-Трубочка

Выполняя это упражнение, ребёнок постепенно начнёт чётче говорить, улучшится его навык чтения вслух. А в перспективе – повысится и грамотность письма.

Была полезна статья? В «Базе знаний» Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе вы найдёте ещё больше актуальной информации по решению проблем с обучением у детей, коррекции дислексии, дисграфии и СДВГ.