Без преувеличения можно сказать, что дыхание – это основа жизни. Благодаря дыханию наш организм получает кислород, который нужен не только для обеспечения организма энергией, но и эффективной работы мозга, сердца и других жизненно важных органов. Более того, правильно поставленное дыхание поможет ребёнку научиться грамотно писать и читать. Поэтому дыхательные упражнения – это один из первых навыков, которым овладевают дети на программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе.
Практика быстрой коррекции по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе показывает,что для преодоления трудностей с обучением нужно развивать речевое дыхание, так как мы пишем и читаем на выдохе. Подробнее о том, что такое речевое дыхание, читайте в нашем отдельном материале. Именно благодаря навыку речевого дыхания, когда ребёнок во время выполнения упражнений распределяет внимание на дыхание и делает продолжительный выдох, можно быстро преодолеть трудности с учёбой. Очень важно соблюдать речевое дыхание при выполнении следующих упражнений:
- графокоррекция;
- «Бой мяча»;
- «Тучка-Солнышко»;
- «Перекаты».
Даже сжимать эспандер и прыгать на батуте тоже нужно с соблюдением речевого дыхания.
Поэтому так важно научить дыхательным упражнениям детей дошкольного возраста, чтобы потом ребёнку было намного легче осваивать навыки чтения и письма.
А ещё дыхательные упражнения для детей помогают не допустить развития гипоксии, насыщают мозг кислородом и в целом улучшают общее самочувствие. О том, что ребёнку, да и взрослому человеку, не хватает кислорода, могут говорить:
- резкие перепады настроения;
- снижение ресурсного состояния;
- частые головные боли и головокружение;
- снижение когнитивных способностей;
- постоянные стрессы, нахождение в подавленном состоянии.
Какие же дыхательные упражнения нужно делать детям?
Важно! Все представленные ниже упражнения дыхательной гимнастики для детей в первую очередь ориентированы на развитие речевого дыхания и активно используются на программах Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе.
Подробные инструкции по выполнению всех упражнений представлены в «Методических рекомендациях по тренировкам для детей с трудностями в чтении и письме, дисграфией, дислексией и СДВГ», доступных на платформе «Родительская Академия».
Внимание! Все предложенные ниже упражнения дыхательной гимнастики для детей являются комплексными, то есть они одновременно направлены на развитие речевого дыхания и преодоления различных причин, которые мешают ребёнку учиться. Эти упражнения активизируют работу мозга, благотворно влияют на центральную нервную систему, а также повышают физическую выносливость и возвращают чувство собственного тела.
«Улыбка-Трубочка»
У многих детей с трудностями в обучении, как правило, слабые мышцы артикуляционного аппарата, о чём, в частности, может говорить постоянно открытый рот.
Упражнение «Улыбка-Трубочка» не только эффективно тренирует мышцы артикуляционного аппарата, но и способствует формированию правильного речевого дыхания.
Надувание обыкновенного воздушного шарика
Это простое и чрезвычайно эффективное дыхательное упражнение для детей, которое великолепно развивает речевое дыхание, увеличивает продолжительность выдоха через рот. За счёт этого ребёнок начинает лучше писать с проговариванием и читать вслух.
«Бой мяча»
Упражнение предполагает отбивание мяча от земли попеременно левой и правой рукой. Его обязательно нужно делать с речевым дыханием: вдох через нос и сильный продолжительный выдох через рот.
«Тучка-Солнышко»
В первую очередь данное упражнение позволяет повысить иннервацию пальцев рук и тем самым улучшить качество почерка. Если же к его выполнению подключается речевое дыхание, то тем самым мозг лучше насыщается кислородом и обеспечивается лучшая согласованность в работе его полушарий.
Практика работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что детям и даже взрослым сложно распределять внимание на дыхание при выполнении упражнений. Более того, именно способность дышать во время выполнения упражнений закладывает сложную нейродинамическую координацию в работе мозга, которая затем и обеспечит возможность проговаривания во время письма и чёткого произношения при чтении вслух.
Дети с трудностями в обучении, выполняя эти и другие дыхательные упражнения, смогут гораздо быстрее справиться со своими проблемами в учёбе, так как они позволяют не только поставить правильное речевое дыхание, но и повысить когерентность в работе полушарий мозга, развить навыки самоконтроля и самодисциплины, улучшить выносливость к монотонным нагрузкам и преодолеть ряд других причин, которые не позволяют современным детям хорошо учиться в школе.