Понимание прочитанного текста – один из ключевых навыков, который необходим человеку начиная с начальной школы и заканчивая профессиональной деятельностью. Так, овладев базовыми навыками работы с текстом, человек может извлекать из него информацию и использовать её в процессе обучения. Чтение и понимание сложных текстов обогащают кругозор и способствуют личностному росту.
Но самое главное – без понимания прочитанного невозможно учиться в школе, грамотно писать или пересказывать тексты.
Сегодня всё больше учеников отказываются от чтения, так как оно требует усидчивости, внимания и способности долго быть в сосредоточенном состоянии. А главное, им неинтересно читать, потому что они привыкли получать информацию самым лёгким способом – через смартфоны и видео. Почему дети испытывают проблемы с чтением – более подробно рассказываем здесь.
И один из немаловажных факторов, почему дети не хотят читать – они просто не понимают смысл прочитанного текста. Почему так происходит и что делать для решения проблемы – ответы в нашем материале.
Обращаем внимание, что текст подготовлен на основе видеолекции учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая, как и другие полезные материалы, доступна в онлайн-клубе «Родительская Академия».
Почему дети не понимают прочитанный текст?
К основным причинам можно отнести:
- слабый навык чтения. В результате ребёнок тратит много сил на расшифровку букв и слов, из-за чего не успевает осмысливать текст;
- механическое чтение. В этом случае ребёнок может бегло читать, но у него отсутствует понимание прочитанного текста;
- слабый словарный запас, из-за чего школьник просто не понимает смысл многих слов, а значит, теряет нить повествования;
- проблемы с концентрацией внимания, в том числе наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
- неумение работать с текстом, то есть ребёнок не знает, как выделять главную мысль, не видит логических связей и не делает выводы.
Что такое понимание прочитанного текста?
Под этим термином понимается «умственная деятельность, в результате которой читатель осознаёт и интерпретирует смысловое содержание текста».
Осмысленное чтение – это мощный инструмент для развития интеллекта и создания условий для дальнейшего обучения как в школе, так и университете. Этот навык позволяет:
- прочнее усваивать новые знания;
- улучшить устную и письменную речь;
- повысить уровень концентрации внимания;
- развить критическое мышление;
- улучшить речевые способности и повысить общую культуру речи;
- повысить успеваемость по всем школьным предметам.
Как понять, что ребёнок понимает прочитанный текст? Об этом будут говорить следующие признаки:
- при чтении не путает буквы и не переставляет их местами. А если допускает ошибку, то самостоятельно её сразу же исправляет;
- читает без сопровождения строчки пальцем;
- отсутствует угадывающее чтение;
- интонационно выделяет ключевые моменты в тексте;
- читает легко с интересом и желанием.
Что делать для улучшения понимания прочитанного текста?
Как ни удивительно, но метод «больше читаешь – лучше начинаешь понимать прочитанный материал», работает далеко не всегда. Этот способ больше подходит для детей, у которых нет трудностей с чтением и других проблем с обучением.
Если же ребёнка, который не хочет читать и не понимает смысл прочитанного, заставлять как можно больше читать, то эффект будет совершенно противоположным. Он просто откажется вообще брать книгу в руки!
Поэтому работа должна вестись комплексно. Одно из направлений – повышение когнитивных способностей ребёнка через выполнение специальных психофизических упражнений. С их помощью удаётся активизировать функции левого полушария мозга, развить у ребёнка такие полезные навыки и качества, как самодисциплина, сила воли, саморегуляция, усидчивость.
Какие упражнения надо выполнять и как их правильно делать? Все ответы доступны в «Методических рекомендациях по работе с детьми с трудностями в обучении». Получить к ним доступ можно также в онлайн-клубе «Родительская Академия».
Второе направление – непосредственно работа с текстами для повышения уровня их понимания. Для этого рекомендуется:
- как можно больше читать вслух. Так ребёнок будет слышать, что читает, поэтому он будет лучше понимать текст и одновременно улавливать свои ошибки;
- расширять словарный запас.
Кроме того, для осмысленного чтения крайне важно, чтобы ребёнок овладел техникой речевого дыхания и у него был хорошо развит артикуляционный аппарат.
Непосредственно работа с текстами первоначально должна строиться следующим образом:
- Просмотр и подготовка к чтению. Ребёнок быстро пробегает глазами текст, чтобы понять его объём и выделить непонятные слова.
- Ознакомительное чтение. На этом этапе нужно стараться определить главную идею текста, постараться разобраться, что хотел сказать автор.
- Изучающее чтение. Ребёнок разбирает смысл каждого абзаца и выделяет отдельные элементы сюжета.
- Рефлексивное чтение. Это уже вдумчивое и обстоятельное чтение, при котором ребёнок анализирует поведение персонажей.
- Оценка и размышление. На этом этапе ученик уже критически оценивает текст и на его основе создаёт новые знания.
Что ещё нужно делать для того, чтобы ребёнок начал лучше понимать прочитанное? Смотрите видеолекцию учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Какие методы помогут ребёнку лучше понимать прочитанное» и помогите ему стать успешнее в учёбе и в жизни.
Становитесь участником «Родительской Академии» – и вы получите доступ к библиотеке мастер-классов и лекций, которые помогут обучать и воспитывать ребёнка с учётом его индивидуальных личностных особенностей.