Яндекс Метрика
Почему дети не понимают прочитанный текст и что делать для развития навыка осмысленного чтения
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как ребёнку повысить понимание прочитанного текста?

29.05.2025

Понимание прочитанного текста – один из ключевых навыков, который необходим человеку начиная с начальной школы и заканчивая профессиональной деятельностью. Так, овладев базовыми навыками работы с текстом, человек может извлекать из него информацию и использовать её в процессе обучения. Чтение и понимание сложных текстов обогащают кругозор и способствуют личностному росту.

Но самое главное – без понимания прочитанного невозможно учиться в школе, грамотно писать или пересказывать тексты.

Сегодня всё больше учеников отказываются от чтения, так как оно требует усидчивости, внимания и способности долго быть в сосредоточенном состоянии. А главное, им неинтересно читать, потому что они привыкли получать информацию самым лёгким способом – через смартфоны и видео. Почему дети испытывают проблемы с чтением – более подробно рассказываем здесь.

Ребенок не понимает прочитанный текст

И один из немаловажных факторов, почему дети не хотят читать – они просто не понимают смысл прочитанного текста. Почему так происходит и что делать для решения проблемы – ответы в нашем материале.

Обращаем внимание, что текст подготовлен на основе видеолекции учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, которая, как и другие полезные материалы, доступна в онлайн-клубе «Родительская Академия».

Почему дети не понимают прочитанный текст?

К основным причинам можно отнести:

  • слабый навык чтения. В результате ребёнок тратит много сил на расшифровку букв и слов, из-за чего не успевает осмысливать текст;
  • механическое чтение. В этом случае ребёнок может бегло читать, но у него отсутствует понимание прочитанного текста;
  • слабый словарный запас, из-за чего школьник просто не понимает смысл многих слов, а значит, теряет нить повествования;
  • проблемы с концентрацией внимания, в том числе наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности;
  • неумение работать с текстом, то есть ребёнок не знает, как выделять главную мысль, не видит логических связей и не делает выводы.

Что такое понимание прочитанного текста?

Под этим термином понимается «умственная деятельность, в результате которой читатель осознаёт и интерпретирует смысловое содержание текста».

Осмысленное чтение – это мощный инструмент для развития интеллекта и создания условий для дальнейшего обучения как в школе, так и университете. Этот навык позволяет:

  • прочнее усваивать новые знания;
  • улучшить устную и письменную речь;
  • повысить уровень концентрации внимания;
  • развить критическое мышление;
  • улучшить речевые способности и повысить общую культуру речи;
  • повысить успеваемость по всем школьным предметам.

Как понять, что ребёнок понимает прочитанный текст? Об этом будут говорить следующие признаки:

  • при чтении не путает буквы и не переставляет их местами. А если допускает ошибку, то самостоятельно её сразу же исправляет;
  • читает без сопровождения строчки пальцем;
  • отсутствует угадывающее чтение;
  • интонационно выделяет ключевые моменты в тексте;
  • читает легко с интересом и желанием.

Что делать для улучшения понимания прочитанного текста?

Как ни удивительно, но метод «больше читаешь – лучше начинаешь понимать прочитанный материал», работает далеко не всегда. Этот способ больше подходит для детей, у которых нет трудностей с чтением и других проблем с обучением.

Если же ребёнка, который не хочет читать и не понимает смысл прочитанного, заставлять как можно больше читать, то эффект будет совершенно противоположным. Он просто откажется вообще брать книгу в руки!

Поэтому работа должна вестись комплексно. Одно из направлений – повышение когнитивных способностей ребёнка через выполнение специальных психофизических упражнений. С их помощью удаётся активизировать функции левого полушария мозга, развить у ребёнка такие полезные навыки и качества, как самодисциплина, сила воли, саморегуляция, усидчивость.

Какие упражнения надо выполнять и как их правильно делать? Все ответы доступны в «Методических рекомендациях по работе с детьми с трудностями в обучении». Получить к ним доступ можно также в онлайн-клубе «Родительская Академия».

Второе направление – непосредственно работа с текстами для повышения уровня их понимания. Для этого рекомендуется:

  • как можно больше читать вслух. Так ребёнок будет слышать, что читает, поэтому он будет лучше понимать текст и одновременно улавливать свои ошибки;
  • расширять словарный запас.

Кроме того, для осмысленного чтения крайне важно, чтобы ребёнок овладел техникой речевого дыхания и у него был хорошо развит артикуляционный аппарат.

Лекция по пониманию прочитанного текста

Непосредственно работа с текстами первоначально должна строиться следующим образом:

  1. Просмотр и подготовка к чтению. Ребёнок быстро пробегает глазами текст, чтобы понять его объём и выделить непонятные слова.
  2. Ознакомительное чтение. На этом этапе нужно стараться определить главную идею текста, постараться разобраться, что хотел сказать автор.
  3. Изучающее чтение. Ребёнок разбирает смысл каждого абзаца и выделяет отдельные элементы сюжета.
  4. Рефлексивное чтение. Это уже вдумчивое и обстоятельное чтение, при котором ребёнок анализирует поведение персонажей.
  5. Оценка и размышление. На этом этапе ученик уже критически оценивает текст и на его основе создаёт новые знания.

Что ещё нужно делать для того, чтобы ребёнок начал лучше понимать прочитанное? Смотрите видеолекцию учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе «Какие методы помогут ребёнку лучше понимать прочитанное» и помогите ему стать успешнее в учёбе и в жизни.

Становитесь участником «Родительской Академии» – и вы получите доступ к библиотеке мастер-классов и лекций, которые помогут обучать и воспитывать ребёнка с учётом его индивидуальных личностных особенностей.