Чтение для детей с дислексией – это настоящее наказание. Многие мамы отмечают, что их дети только от одной мысли о чтении вслух начинают испытывать страх. И совершенно неважно, сколько лет ребёнку – 6 или 16, или это даже взрослый человек: страх будет присутствовать постоянно, если не решить эту проблему в школьном возрасте.
Давайте разберёмся, как можно преодолеть трудности чтения при дислексии.
Основные признаки проблем с чтением
Если ребёнок в 3-4 классе не может нормально прочитать несколько предложений или даже слов, то здесь уже очевидно, что у него есть серьёзные проблемы с этим навыком. Однако наличие трудностей можно выявить и по другим признакам.
Обычно нарушения чтения у детей с дислексией сопровождаются:
- чтением с пальцем, но при этом все равно наблюдаются пропуски строк, перескакивания со строчки на строчку, перестановка букв и их путаница;
- наличием большого количества ошибок – замены/пропуски букв, которые созвучны по произношению, перестановка звуков и др.;
- непониманием прочитанного текста и сложностями с его пересказом;
- медленным чтением с короткими паузами;
- пропусками слогов или даже отдельных слов при чтении;
- быстрым чтением, но без интонации и плохим пониманием прочитанного.
Tсли ребёнок не хочет читать или стремится скрыть от окружающих свои трудности с чтением, то он часто жалуется на головную боль, общую усталость, постоянно потирает глаза, с нежеланием выполняет домашнее задание, которое так или иначе связано с чтением.
Стоит обратить внимание и на общее состояние ребёнка. Если он невнимателен, рассеян, не организован, если у него есть сложности с восприятием времени и информации, оценкой письменных данных, то все эти факторы также негативно сказываются на освоении навыка чтения. При этом у ребёнка даже может не быть дислексии, однако из-за отсутствия общей координации, рассеянности и слабой внутренней организации он тоже может испытывать проблемы с чтением.
Как преодолеть данное состояние – ответы ниже.
Что не так с методами обучения чтению при дислексии
Основная проблема состоит в том, что специалисты, которые работают с детьми-дислексиками, решают только последствия этого неврологического расстройства, а не устраняют его первопричину.
Как традиционно строится работа с ребёнком-дислексиком?
Сначала определяется, какие у него есть проблемы с чтением: фонематические, аналитико-синтетические, оптические, оптико-пространственные и другие. В зависимости от этого уже определяется «алгоритм» работы и выбирается специалист, который должен работать с ребёнком.
В большинстве случаев обучением чтению детей с дислексией занимается школьный логопед, а если выявляются ещё и проблемы с физическим и психическим здоровьем, то подключаются неврологи, нейропсихологи, психологи, массажисты. Часто детям-дислексикам назначают ноотропы, но таблетки никак не могут научить ребёнка читать.
Здесь всё иначе! И результаты другие
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе знают, как решить проблемы с чтением всего за 14 дней! Чтобы научить читать ребёнка с дислексией требуется активизировать работу левого полушария и сформировать правильную нейродинамику чтения и письма! И это можно сделать самостоятельно. Потому что….
Тренируя своё тело, мы тренируем свой мозг
Серьёзных результатов можно добиться исключительно педагогическими методами и в короткие сроки. Важно в коррекционную работу включать физические упражнения, которые направлены на формирование речевого дыхания и развитие артикуляционного аппарата.
Секрет обучения чтению при дислексии – доминация левого полушария мозга
Другими словами, ребёнка-дислексика не нужно заставлять читать – это не даст никакого результата, а, наоборот, только ухудшит ситуацию. Ребёнок может закрыться в себе, будет находиться в состоянии постоянного стресса, то есть придётся потом решать ещё и комплекс психоэмоциональных проблем.
Коррекция чтения в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, как и самой дислексии, сводится к обеспечению доминации левого полушария мозга.
Почему именно левое полушарие должно доминировать – ответы здесь. И важно понимать, что у дислексиков не прыгают строчки перед глазами, как это принято считать: у них прыгает взгляд. То есть им трудно следить глазами по строчке, поэтому они переставляют буквы и слоги местами.
Ещё один ключевой момент, который нужно учитывать при коррекции дислексии – образность восприятия текстами дислексиками. У многих у них при чтении возникают образы слов, поэтому мозг, увидев первые 2-3 буквы слова, просто дальше его додумывает. Это т.н. «угадывающее чтение», из-за которого ребёнок не понимает, что именно он прочитал.
Поэтому для того чтобы научить ребёнка дислексика читать, нужно сначала:
- обеспечить доминацию левого полушария мозга;
- сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
- научиться контролировать и удерживать взгляд на строчке;
- научиться управлять своим телом, в том числе преодолеть его раскоординированность.
И как только удастся этого добиться – дислексик сам начнёт проявлять интерес к чтению и у него появится сильное желание читать.
Кажется сложным? Нисколько! Ведь на самом деле курс коррекции дислексии и вместе с ним решения проблем с чтением по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе занимает всего 14 дней. Дети начинают нормально читать уже через 3-4 занятия!
И все упражнения можно делать дома самостоятельно
А начать мы рекомендуем с освоения вебинара «Контролирующий поведение мозг», из которого вы узнаете, как научить ребёнка контролировать своё поведение и как в целом исправить ситуацию с обучением.
Ещё больше полезной информации о дислексии и способах её коррекции читайте в книге Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».