Яндекс Метрика
Причины трудностей чтения у детей с дислексией и как научить читать ребенка-дислексика
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Дислексия: как научить ребёнка читать

20.06.2022

Чтение для детей с дислексией – это настоящее наказание. Многие мамы отмечают, что их дети только от одной мысли о чтении вслух начинают испытывать страх. И совершенно неважно, сколько лет ребёнку – 6 или 16, или это даже взрослый человек: страх будет присутствовать постоянно, если не решить эту проблему в школьном возрасте.

Давайте разберёмся, как можно преодолеть трудности чтения при дислексии.

Основные признаки проблем с чтением

Если ребёнок в 3-4 классе не может нормально прочитать несколько предложений или даже слов, то здесь уже очевидно, что у него есть серьёзные проблемы с этим навыком. Однако наличие трудностей можно выявить и по другим признакам.

Обычно нарушения чтения у детей с дислексией сопровождаются:

  • чтением с пальцем, но при этом все равно наблюдаются пропуски строк, перескакивания со строчки на строчку, перестановка букв и их путаница;
  • наличием большого количества ошибок – замены/пропуски букв, которые созвучны по произношению, перестановка звуков и др.;
  • непониманием прочитанного текста и сложностями с его пересказом;
  • медленным чтением с короткими паузами;
  • пропусками слогов или даже отдельных слов при чтении;
  • быстрым чтением, но без интонации и плохим пониманием прочитанного.

Tсли ребёнок не хочет читать или стремится скрыть от окружающих свои трудности с чтением, то он часто жалуется на головную боль, общую усталость, постоянно потирает глаза, с нежеланием выполняет домашнее задание, которое так или иначе связано с чтением.

Стоит обратить внимание и на общее состояние ребёнка. Если он невнимателен, рассеян, не организован, если у него есть сложности с восприятием времени и информации, оценкой письменных данных, то все эти факторы также негативно сказываются на освоении навыка чтения. При этом у ребёнка даже может не быть дислексии, однако из-за отсутствия общей координации, рассеянности и слабой внутренней организации он тоже может испытывать проблемы с чтением.

Как преодолеть данное состояние – ответы ниже.

Что не так с методами обучения чтению при дислексии

Основная проблема состоит в том, что специалисты, которые работают с детьми-дислексиками, решают только последствия этого неврологического расстройства, а не устраняют его первопричину.

Как традиционно строится работа с ребёнком-дислексиком?

Сначала определяется, какие у него есть проблемы с чтением: фонематические, аналитико-синтетические, оптические, оптико-пространственные и другие. В зависимости от этого уже определяется «алгоритм» работы и выбирается специалист, который должен работать с ребёнком.

В большинстве случаев обучением чтению детей с дислексией занимается школьный логопед, а если выявляются ещё и проблемы с физическим и психическим здоровьем, то подключаются неврологи, нейропсихологи, психологи, массажисты. Часто детям-дислексикам назначают ноотропы, но таблетки никак не могут научить ребёнка читать.

Обучение чтению ребенка с дислексией

Здесь всё иначе! И результаты другие

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе знают, как решить проблемы с чтением всего за 14 дней!  Чтобы научить читать ребёнка с дислексией требуется активизировать работу левого полушария и сформировать правильную нейродинамику чтения и письма! И это можно сделать самостоятельно. Потому что….

Тренируя своё тело, мы тренируем свой мозг

Серьёзных результатов можно добиться исключительно педагогическими методами и в короткие сроки. Важно в коррекционную работу включать физические упражнения, которые направлены на формирование речевого дыхания и развитие артикуляционного аппарата.

Секрет обучения чтению при дислексии – доминация левого полушария мозга

Другими словами, ребёнка-дислексика не нужно заставлять читать – это не даст никакого результата, а, наоборот, только ухудшит ситуацию. Ребёнок может закрыться в себе, будет находиться в состоянии постоянного стресса, то есть придётся потом решать ещё и комплекс психоэмоциональных проблем.

Коррекция чтения в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе, как и самой дислексии, сводится к обеспечению доминации левого полушария мозга.

Почему именно левое полушарие должно доминировать – ответы здесь. И важно понимать, что у дислексиков не прыгают строчки перед глазами, как это принято считать: у них прыгает взгляд. То есть им трудно следить глазами по строчке, поэтому они переставляют буквы и слоги местами.

Ещё один ключевой момент, который нужно учитывать при коррекции дислексии – образность восприятия текстами дислексиками. У многих у них при чтении возникают образы слов, поэтому мозг, увидев первые 2-3 буквы слова, просто дальше его додумывает. Это т.н. «угадывающее чтение», из-за которого ребёнок не понимает, что именно он прочитал.

Поэтому для того чтобы научить ребёнка дислексика читать, нужно сначала:

  • обеспечить доминацию левого полушария мозга;
  • сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
  • научиться контролировать и удерживать взгляд на строчке;
  • научиться управлять своим телом, в том числе преодолеть его раскоординированность.

И как только удастся этого добиться – дислексик сам начнёт проявлять интерес к чтению и у него появится сильное желание читать.

Обучение чтению детей-дислексиков по методу Татьяны Гогуадзе

Кажется сложным? Нисколько! Ведь на самом деле курс коррекции дислексии и вместе с ним решения проблем с чтением по методу учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе занимает всего 14 дней. Дети начинают нормально читать уже через 3-4 занятия!

И все упражнения можно делать дома самостоятельно

А начать мы рекомендуем с освоения вебинара «Контролирующий поведение мозг», из которого вы узнаете, как научить ребёнка контролировать своё поведение и как в целом исправить ситуацию с обучением.

Ещё больше полезной информации о дислексии и способах её коррекции читайте в книге Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».