Для оценки функционального статуса ребёнка в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе используется биометрическое исследование узоров пальцев рук. Анализ проводится по семи ключевым характеристикам, одной из которых является реактивность ребёнка.
Для успешного и комфортного, с точки зрения психологии, обучения в школе наиболее важной считается именно реактивность. Она показывает, каким образом ребёнок будет реагировать на задаваемые вопросы, а также объясняет, почему ему может требоваться больше времени для ответа.
Если говорить простым языком, то от уровня реактивности ребёнка зависит его способность совершать обдуманные поступки и принимать взвешенные решения. Нужно понимать, что человек не осознаёт влияния реактивности, потому что под стимулом внешних факторов он поступает импульсивно, то есть не особо задумываясь, что и как он делает.
Как показывает статистика исследований и опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, в большинстве случаев проблемы с обучением испытывают дети с низким уровнем реактивности.
Что делать, если ребёнок медлительный?
Одним из признаков того, что у ребёнка низкая реактивность, является медлительность и неспешность выполнения всех действий, что также проявляется в манере письма и чтения. Таким детям в школе требуется больше времени для обдумывания своего ответа, из-за чего многие учителя необоснованно считают, что у детей слабо развиты когнитивные способности.
Важно! Низкая реактивность – это не повод записывать ребёнка в категорию «отстающих».
Что нужно понимать о низкой реактивности ребёнка:
- Она обусловлена генетически, то есть у человека с рождения заложен тот или иной уровень реактивности. Другими словами, это одно из свойств нервной системы и данный факт, как родителям, так и педагогам, необходимо просто принять.
- Детям и взрослым с низкой реактивностью свойственно долго продумывать свои действия, не спешить с принятием решения и даже при воздействии внешних стимулов они обычно реагируют замедленно. Более того, чем сильнее обстоятельства давят на человека, тем дольше он может тянуть с ответом. Люди с высокой реактивностью, наоборот, всегда дают быстрый и мощный отклик, поэтому их часто считают неуправляемыми и непредсказуемыми;
- требование быстрого ответа от ребёнка с низкой реактивностью может спровоцировать состояние дезориентации, то есть он просто потеряется и не поймёт, что от него хотят. Так происходит потому, что нервная система и головной мозг из-за особенностей своего функционирования не могут оперативно обработать информацию и принять взвешенное решение.
Важно! Если на ребёнка с низким уровнем реактивности наседать и требовать быстрого ответа, то это только усугубит ситуацию и может нанести ему серьёзную психоэмоциональную травму. Ребёнку просто необходимо дать больше времени «на подумать» – и он обязательно даст ответ!
Кстати, низкую реактивность у ребёнка можно рассматривать и как преимущество. Ведь он действует по принципу: сначала подумал, потом сделал. Такой подход во многих жизненных ситуациях гораздо лучше, чем «сначала сделал, а потом подумал», что характерно для людей с высокой реактивностью.
В то же время медлительность у ребёнка необходимо преодолевать, так как в большинстве случаев от человека (в школе, на работе, при общении) всё-таки ждут быстрого ответа на поставленные вопросы. Если не работать над повышением реактивности, то ребёнок начнёт приспосабливаться к ситуации. Однако адаптация преимущественно будет сводиться к замыканию в себе и игнорированию/ уходе от вопросов.
Отметим, что и слишком высокая реактивность не позволяет человеку комфортно жить, потому что принятие решений происходит под влиянием эмоций, а это часто приводит к неправильному пониманию ситуации или неадекватному реагированию.
Как контролировать реактивность?
Оптимальный вариант – тренировать свою реактивность. Если низкая реактивность, то надо работать над её повышением, а если высокая – необходимо учиться обдумывать вопрос, прежде чем принимать решение. При этом на принятие решения не должно уходить много времени.
С учётом того, что реактивность – свойство нервной системы, то ключ к её развитию лежит в области функционирования головного мозга. И основная задача – обеспечить согласованную работу полушарий мозга при закреплении доминации левого полушария.
Необходимо развивать и такие навыки, как:
- координированность действий;
- умение переключать и распределять внимание;
- силу воли, самодисциплину, саморегуляцию.
Для этого рекомендуется выполнять специальные психофизические упражнения, которые направлены на активизацию функций левого полушария мозга, а также заниматься графокоррекцией. Она отлично тренирует реактивность, координированность и переключаемость. Также ребёнку желательно соблюдать определённый режим дня, что поможет ему распределять своё время и находить несколько часов в неделю на тренировки.
Ещё больше информации о самостоятельной помощи детям с трудностями в обучении, с низкой и высокой реактивностью вы найдёте в онлайн-клубе «Родительская Академия».