Одна из распространённых причин, почему ребёнок плохо учится, – отставание от темпа работы в классе. То есть он не успевает записывать, что диктует учитель, ему не удаётся вовремя справиться с письменными заданиями. Нередко ребёнку сложно на слух воспринимать новый материал. Из-за это у ученика постепенно снижается успеваемость, а часто он даже теряет интерес к учёбе.
Для того чтобы понять, как помочь ребёнку стать более эффективным и успевать за другими учениками, нужно разобраться в определении «темп работы». В его основе лежит способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Например, переключение с устной на письменную деятельность, с восприятия информации на слух на запись текста под диктовку, с одного урока на другой.
Отставание ребёнка от темпа работы в классе приводит не только к снижению успеваемости, которое проявляется в трудностях в чтении, письме и низком уровне грамотности. Вполне возможно, что у него могут развиться различные психоэмоциональные проблемы, появиться головные боли.
Почему так происходит?
Способность переключаться с одного вида деятельности на другой напрямую зависит от работы мозга, то есть он как бы застревает на одном виде деятельности. А выраженные трудности переключения как раз и приводят к развитию у ребёнка различных невротических реакций на чтение и письмо, да и в целом на обучение. Ведь он постоянно не успевает за другими учениками, что и становится причиной серьёзных психомоторных и психологических проблем.
Важно! Заставлять ребёнка больше заниматься и больше писать тексты дома под диктовку, решать математические задачи, чтобы повысить темп работы в классе бесполезно. Потому что необходимо развивать навык переключения внимания!
Как повысить темп работы в классе?
Для этого необходимо активизировать функции мозжечка, который как раз и отвечает за навыки переключения и распределения внимания. Также нужно учить ребёнка работать с более высокой скоростью и готовить его нервную систему к более серьёзным нагрузкам.
И для этого совершенно необязательно больше читать или писать. Наоборот, это даже не рекомендуется делать, иначе можно ещё больше усугубить ситуацию с обучением. Ребёнку, чтобы он успевал за темпом работы в классе, требуется выполнять специальные физические упражнения. Базовые из них – это:
- «Тучка-Солнышко». Оно отлично развивает координацию, улучшает иннервацию пальцев рук и даже способствует повышению когнитивных способностей.
- «Перекаты». Упражнение активно стимулирует мозжечок и тренирует вестибулярный аппарат, благодаря чему у ребёнка развивается способность понимать информацию на слух.
- «Бой мяча». Развивает переключаемость, отлично подготавливает нервную системы для работы на скорость. Выполняя это упражнение, ребёнок учится контролировать режимы возбуждения и торможения, что помогает ему преодолеть «застреваемость» и тем самым повысить темп работы в классе.
- Графокоррекция. Это универсальное упражнение, которое направленное на преодоление многих трудностей с обучением и одновременное решение психоэмоциональных проблем ребёнка.
Как правильно выполнять эти и многие другие упражнения, изложено в «Методических рекомендациях по тренировкам для детей с трудностями в обучении», доступным в библиотеке онлайн-клуба «Родительская Академия». Там также представлены видеолекции учителя-дефектолога Татьяны Гогуадзе, посвящённые темпу работы детей в классе. В них объясняется, какие упражнения можно и нельзя делать ребёнку, если он отстаёт от других учеников в школе.