Леворукость – преимущественное использование человеком левой руки для выполнения всех действий. Эта особенность, как правило, проявляется с раннего детства: ребёнок берёт левой рукой ложку, карандаш, игрушки, машет при прощании, опирается на неё при вставании и преодолении препятствий.
В леворукости как явлении нет ничего опасного и страшного. Тем более, что около 10% населения земли относятся к леворуким. Однако леворукость часто является причиной проблем с обучением. Почему так происходит – ответы в нашей статье.
Леворукость и мозг
Общеизвестный факт: правая рука отвечает и стимулирует левое полушарие мозга, а левая рука – правое полушарие. Как показывают различные исследования, в том числе результаты биометрических исследований Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе, всех людей можно разделить на три большие группы в зависимости от природной доминации в работе полушария мозга:
- правополушарные (стратеги) – 16%;
- левополушарные (тактики) – 53%;
- обаполушарные (тактики и стратеги) – 16% (в данном случае у человека однозначно будет выявлена дислексия развития).
Однако опыт работы Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе показывает, что не рука определяет доминирующее полушарие в работе мозга. Так, например, часто у ребёнка-левши от природы доминирует левое полушарие мозга. В результате у него возникает когнитивный конфликт доминирорования полушарий мозга, который и приводит к различным проблемам в обучении.
Важно! Определить, какое полушарие мозга доминирует у человека от природы позволяет с высокой точностью биометрическое исследование. Различные признаки леворукости ещё не говорят о том, что у ребёнка от природы ведущая левая рука.
Вследствие ложной леворукости, которая приводит к снижению когерентности полушарий мозга, дети могут столкнуться со следующими проблемами в обучении:
- сбивчивая и невнятная речь с одновременными трудностями в чтении;
- сложности с запоминанием и обработкой информации;
- наличие «детских/ глупых» ошибок на письме: замена, пропуск и перестановка букв;
- медленный, неразборчивый и неаккуратный почерк.
Более того, практически все левши неправильно держат ручку во время письма, так как им необходимо сильно выворачивать руку, чтобы увидеть написанный текст. А неправильный захват ручки значительно замедляет скорость письма, приводит к повышенной утомляемости и даже может стать причиной писчего спазма, из-за чего ребёнок может полностью отказаться от выполнения письменных работ.
Леворукость влияет и на психоэмоциональное состояние ребёнка. Психологи выделяют ряд особенностей, которые в большей степени свойственны детям-левшам, чем правшам:
- повышенная ранимость, впечатлительность, эмоциональность, поэтому левши гораздо чаще правшей испытывают чувства гнева и обиды, раздражительности. Особенно ярко ребёнок-левша проявляет эмоции, когда у него что-то не получается;
- склонность к обобщению материала, при этом у леворуких детей могут быть сложности с анализом информации.
Как помочь ребёнку-левше?
Один из самых эффективных способов решения проблемы с обучением у леворуких детей – это смена пишущей руки с левой на правую.
НО! Здесь важно учитывать несколько моментов:
- если ребёнок-левша не испытывает проблем с обучением и психоэмоциональным состоянием, то в этом случае нет оснований для смены руки;
- смена руки должна проводиться только по показаниям специалиста.
В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе такая рекомендация выдаётся только на основе результатов биометрического исследования, когда становится однозначно ясно, что именно леворукость мешает ребёнку хорошо учиться и является причиной его нестабильного психоэмоционального состояния в учебной деятельности.
Смена пишущей руки с левой на правую позволяет восстановить природный баланс в работе полушарий мозга!
Опыт Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе доказывает, что как только бывший левша всё начинает делать правой рукой, он быстро совершает качественный рывок в обучении. В частности, у него:
- улучшается почерк, который становится более ровным, аккуратным и беглым;
- повышается письменная грамотность, так как у ребёнка уровень орфографической зоркости становится более высоким;
- усиливается логическое и критическое мышление, что, например, проявляется в более осознанном анализе собственных поступков и поступков окружающих;
- уходят проблемы с чтением, запоминанием и обработкой информации;
- улучшается психоэмоциональное состояние;
- более выраженно проявляются такие навыки, как концентрация внимания, сила воли, мотивация работать над собой.
Уважаемые родители!
Леворукость у ребёнка требует более внимательного отношения к обучению такого ребёнка и особый контроль за его психоэмоциональным состоянием.
Если становится очевидно, что у ребёнка есть трудности с освоением базовых навыков чтения и письма, то нужно обязательно выяснить, какое полушарие мозга у него является доминирующим. И в зависимости от полученных результатов биометрического исследования выбирать дальнейшие шаги по оказанию профессиональной помощи ребёнку в коррекции.
Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе уже более 10 лет помогает леворуким детям справляться с проблемами в обучении и поведении. Записывайтесь на консультацию, и мы обязательно вам поможем!