Яндекс Метрика
Связь письма и мозга или как повысить когнитивные способности с помощью письма от руки
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Как связано письмо от руки и работа мозга, или зачем детям писать от руки?

06.05.2025

Почерк – это письмо мозга, что ещё в 1895 году доказал немецкий профессор физиологии В. Прейер. Он собирал образцы почерка людей, лишившихся рук/ кистей рук и научившихся писать ртом. Сравнивая образцы почерка до и после травмы, он обратил внимание, что почерк практически не изменился и сохранил те же графологические проявления. Другими словами, он на практике доказал, что письмо и мозг тесно связаны.

Как же эти знания использовать в учебной деятельности ребёнка и почему школьникам как можно больше нужно писать от руки? Об этом и поговорим в нашем материале.

Пишет не рука, а мозг!

Между работой мозга и письмом от руки есть прямая связь. Как только ребёнок или взрослый человек берёт в руку карандаш/ ручку, то включается сложный психофизиологический механизм. Так, во время письма от руки человек проговаривает каждую букву и слово, благодаря чему в головном мозге возникает определённый образ. И во время письма от руки человек невольно проецирует на бумагу свои сознательные и бессознательные аспекты личности, что и проявляется в его манере письма.

Связь почерка и письма

По почерку можно дать чёткую характеристику личности человека и даже понять, какие психоэмоциональные проблемы он испытывает. Поэтому в рамках онлайн-диагностики или очных консультаций специалист по дислексии, учитель-дефектолог Татьяна Валерьевна Гогуадзе обязательно анализирует письменные работы ребёнка, так как они позволяют оценить:

  • уровень когерентности (согласованности) полушарий мозга и развития зрительно-моторной координации;
  • выносливость к монотонным нагрузкам и силу воли;
  • психоэмоциональное состояние ребёнка;
  • способность переключать и распределять внимание;
  • самодисциплину и самоконтроль в письме.

Другими словами, письмо от руки – показатель работы мозга. Более подробно узнать о том, как работа мозга проявляется в почерке ребёнка и что дают эти знания родителям и педагогам, можно узнать из книги Татьяны Гогуадзе «Дислексия мозга. За гранью известного».

Как письмо развивает мозг?

Во время письма от руки в работу включается мышечная и зрительная память, благодаря чему запоминаемость написанного текста увеличивается в разы. А это означает, что повышается и уровень понимания того, что пишет человек.

Для всех школьников и особенно детей с трудностями в обучении польза письма от руки для мозга заключается в том, что в результате регулярного письма от руки повышается когерентность полушарий мозга. То есть в процессе письменной деятельности удаётся естественным образом преодолеть рассогласованность в работе полушарий мозга, которая в большинстве случаев и является основной причиной наличия у ребёнка трудностей с обучением.

Письмо положительно влияет не только на работу мозга, но и в целом уровень когнитивного развития человека. Ведь работают не только моторная и зрительная память, но и активно включаются логика, воображение, аналитическое восприятие написанного текста.

Важно! Чем больше ребёнок пишет от руки, тем выше его академическая успеваемость!

Как ещё связаны письмо и мозг?

Письменная деятельность – это отличный инструмент для формирования новых нейронных связей. И, как известно, чем больше нейронных связей, тем выше обучаемость человека.

А ещё благодаря письму от руки:

  • обеспечивается отличная профилактика болезней, связанных с работой мозга. То есть письмо помогает сохранить остроту ума в любом возрасте;
  • эффективно развивается устная речь, концентрация внимания, воображение;
  • у человека расширяется словарный запас, что особенно актуально для школьников.

Многие родители, безусловно, знают, что письмо помогает развивать детский мозг и поэтому заставляют детей как можно больше писать от руки. Но здесь важно понимать, что если у ребёнка есть трудности с обучением, в частности, письмом, то письменная деятельность через силу может только усугубить ситуацию. Вполне вероятно, что ребёнок может даже полностью отказаться от письма.

Что делать в этом случае? Оптимальная альтернатива письму – графокоррекция. Это базовое упражнение, которое направлено на развитие детского мозга и преодоление трудностей с чтением и письмом. Более того, с помощью графокоррекции удаётся преодолеть дислексические трудности и тем самым вывести ребёнка из кризиса обучения.

Как научиться делать графокоррекцию правильно, какие ещё упражнения и техники помогают школьникам справиться с трудностями в обучении, улучшить работу мозга, качество письма и навыков чтения?

Хотите знать? Вступайте в онлайн-клуб «Родительская Академия», где есть записи эфиров, полезные материалы, методические рекомендации, благодаря изучению которых вы сможете самостоятельно помочь своему ребёнку справиться с проблемами в учёбе, а также повысить его когнитивные способности.