Причины нарушения письменной речи у детей дошкольного и школьного возрастов
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
20 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия) у детей младшего школьного возраста: научные исследования проблемы. Часть 2

24.09.2021

Под дислексией и дисграфией принято понимать частичное расстройство процессов чтения и письма. Но применительно к детям младшего школьного возраста правильнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью.

Эти трудности обычно проявляются в комплексе и выражаются в наличии стойких специфических ошибках, которые нельзя объяснить уровнем интеллектуального развития ребёнка, физиологическими патологиями слуха или зрения, нерегулярностью школьного обучения.

Как правило, нарушения чтения и письма обусловлены задержкой в формировании определённых функциональных систем, которые необходимы для освоения письменной речи. Также некоторые исследователи (А. Лурия, С. Ляпидевский, С. Блинков) отмечают, что дислексия и дисграфия возникают при органических речевых расстройствах. Б. Хальгрен и М. Рудинеско в своих трудах пишут о наследственной предрасположенности к дислексии: от матери к ребёнку может передаться качественная незрелость отдельных мозговых структур, принимающих участие в организации письменной речи.

Выполнение графокоррекции детьми с нарушениями письменной речи

Кстати, о том, что дислексия передаётся по наследству, писали учёные ещё в 20-хх гг. прошлого века. Об этом вы можете прочитать в первой части этого материала, где рассказывается об истории исследования дислексии.

Однако уже в середине 1990-х гг. появилось большее количество исследований, где доказывается, что одной из причин возникновения дислексии и дисграфии является функциональная асимметрия в деятельности парных сенсомоторных органов. Другими словами, у ребёнка не установилась доминантная роль одного из больших полушарий мозга (необходимо отметить, что для успешного овладения навыками чтения и письма доминировать должно левое полушарие мозга).

Отсутствие доминации левого полушария мозга и приводит к нарушениям не только речевого развития, но и к проблемам контроля над многими другими видами деятельности.

У значительного количества детей с нарушениями чтения и письма наблюдаются недостаточность слухо-моторных координаций, чувства ритма, несформированность произвольной моторики.

Здесь важно отметить, что у детей с явной выраженной доминацией одного из полушарий мозга, неважно, ребёнок левша или правша, имеются т.н. «опорные пункты» (терминология предложена Н. Гранжоном и Ж. Ажуриагерром), важные для его конструктивных действий. Дети же с отсутствием доминации полушария мозга теряют эти «пункты», в результате чего и испытывают трудности с чтением и письмом.

Следует отметить, что все исследователи уверены: каждый случай, где дислексия и дисграфия сочетаются с умственной недостаточностью, снижением слуха или зрения, требует тщательной диагностики. И только после неё можно ставить какой-то конкретный диагноз!

Аффективные расстройства

Это расстройства настроения, то есть различные нарушения психоэмоционального состояния. Их связь с дислексией тщательно изучала Обри-Рудинеско, которая даже установила новый патогенетический тип дислексии. Его особенность в том, что ведущими как раз являются аффективные расстройства.

И это абсолютно верное утверждение, так как аффективность (от аффекта – эмоционального процесса взрывного характера, который характеризуется кратковременностью и высокой интенсивностью) является одним из ключевых двигателей всей психической жизни ребёнка. Поэтому при дислексии крайне важно обеспечить нормальное психоэмоциональное состояние ребёнка, создать для него хотя бы дома спокойную атмосферу.

Следует помнить, что дети-дислексики способны «взорваться» из-за любой мелочи. А любое нарушение их психоэмоционального состояния всегда негативно сказывается на обучении и, в частности, на освоении навыков чтения и письма.

Связь «матери и ребёнка»

Почему на курсе коррекции дислексии «Успешный Старт» мама является не просто зрителем, а активно вовлечена в коррекционный процесс? Объясняется это тем, что ей на курсе предоставляются рекомендации по гармонизации отношений в семье. Именно она осваивает навыки самопомощи при дислексии, в буквальном смысле учится заново взаимодействовать со своим ребёнком.

Школьники после прохождения курса коррекции "Успешный старт"

Под этим есть научное обоснование. Так, исследовательской группой Института Клапареда ещё в начале 1990-х гг. было установлено, что в основе дислексии часто лежит отрицательная связь между матерью и ребёнком. В основе их взаимоотношений чаще всего лежит конфликт. Например, мать насильно кормит своего ребёнка, в результате он начинает сопротивляться ей и постепенно переносит эту манеру и на другие сферы жизни. И проявляется это, в первую очередь, в обучении. Более того, ребёнок использует выработанную модель поведения и в отношениях с педагогом, в результате чего педагогические усилия не имеют никакого результата.

Что ещё важно знать о нарушениях письменной речи?

Необходимо понимать, что ни одна из причин дислексии не является решающей, но каждая из них имеет значение в совокупности с другими. Это означает, что дислексию нужно решать комплексно, а не пытаться устранить какое-то одно её проявление, например, проблему с пропуском букв при чтении или множество орфографических ошибок на письме.

Коррекция дислексии – это решаемая задача, в решении которой должен принимать участие не только специалист, но и родители, в первую очередь, мама ребёнка-дислексика.

При этом задачи специалиста:

  • обеспечить у ребёнка доминацию левого полушария мозга;
  • помочь ему сформировать правильную нейродинамику чтения и письма;
  • объяснить механизмы работы мозга при дислексии;
  • показать семье, что дислексия способна давать определённые преимущества по жизни.

Цель же мамы – освоить навыки самопомощи при дислексии. Она должна научиться помогать своему ребёнку на практике их применять и обеспечить в семье спокойную психологическую атмосферу.

*Материал подготовлен на основе книги И.Н. Садовниковой «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»