Качество почерка у современных школьников стремительно снижается: всё больше детей пишут настолько неразборчиво, неаккуратно, что даже сами не могут прочитать свой написанный текст. Что за собой скрывает проблемный почерк – ответы в отдельном материале.
И одним из вариантов решения проблемы, как видят это сами ученики, становится печатный почерк. Более того, такую манеру письма поддерживают многие педагоги, ведь им намного удобнее и быстрее проверять работы детей.
В статье поговорим, как обучение письму печатными буквами влияет на развитие детского мозга, а также о том, является ли печатный почерк нормой для учеников средней и старшей школы.
Для чего учить ребёнка писать печатные буквы?
В идеале обучение печатным буквам должно проходить в период первого знакомства ребёнка с алфавитом и на начальных этапах обучения чтению. В таком подходе есть немалая польза:
- ребёнок запоминает зрительный образ печатной буквы, что ему обязательно потребуется для быстрого и осмысленного чтения в дальнейшем;
- при письме печатными буквами формируется навык звуко-буквенного анализа слова, что позже положительного скажется на уровне письменной грамотности;
- во время письма развиваются графомоторные навыки, то есть постепенно рука ребёнка готовится к письму. Добавим, что для детей-дошкольников одним из лучших упражнений для подготовки руки письму и формирования правильного захвата ручки/ карандаша является раскрашивание контурных картинок по методу графокоррекции.
Однако если у ребёнка в школе сохраняется манера письма печатными буквами или он целенаправленно отказывается от слитного написания слов, то это может говорить о ряде серьёзных проблем, в том числе о наличии дисграфии. Так, дети с дисграфией за счёт печатного почерка стараются решить следующие типичные проблемы:
- замена гласных на другие буквы. Например, типичной ошибкой при дисграфии является написание слова «наябрь» вместо «ноябрь», а если ребёнок пишет печатными буквами, то вероятность совершения такой ошибки будет гораздо ниже;
- смешение букв, похожих по начертанию. Прописные буквы ч-г, н-к, п-и и другие пары очень похожи по начертанию, в отличие от печатных;
- смешение букв, которые практически одинаково звучат.
О чём ещё говорит печатный почерк?
Письмо – это очень сложный когнитивный, а не только моторный навык, как думают многие. Письмо представляет собой сложный комплекс последовательных движений и действий, где задействованы функции внимания, восприятия, зрительной и слухо-моторной памяти, а также активно работает система «мозг, глаза, рука».
Если же ребёнок продолжает писать печатными буквами, то у него могут снижаться способности к обучению, так как:
- значительно уменьшается темп письма, в результате чего ребёнок часто не успевает за скоростью работы класса;
- замедляется формирование новых нейронных связей, так как слитное письмо от руки намного эффективнее стимулирует мозг, а значит, в нём создаются более сложные нейронные связи;
- физически гораздо сложнее заставить руку писать прописными буквами с соединениями, так как для этого требуется лучшая подвижность лучезапястного сустава. А благодаря слитному написанию у ребёнка формируются воля, усидчивость, терпение, которые крайне важны как для обучения в школе, так и в целом по жизни.
Поэтому каким бы не был красивым печатный почерк, в школе ребёнку нужно обязательно учиться писать прописными буквами. Таким образом повышаются когнитивные способности, лучше развивается зрительно-моторная координация, быстрее формируются новые нейронные связи, приобретая более сложную структуру.
Что делать для развития аккуратного и красивого почерка? Ответы в этих материалах:
- Как быстро сделать почерк красивым? Метод Татьяны Гогуадзе.
- Почему для улучшения почерка нужно делать психофизические упражнения?
- Почему ребёнок должен иметь аккуратный почерк?
- Коррекция почерка у старшеклассников: можно ли быстро решить проблему?
- Как иннервация пальцев рук влияет на почерк?
Приглашаем также присоединиться к онлайн-сообществу «Родительская Академия». В библиотеке клуба содержится множество полезных мастер-классов и видеолекций по оказанию самостоятельной помощи детям с трудностями в обучении, в том числе имеющим проблемы с освоением навыка чтения и письма.