Яндекс Метрика
Печатный почерк у ребёнка: как он влияет на обучаемость и надо ли исправлять почерк?
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

У ребёнка печатный почерк – это норма?

25.11.2024

Качество почерка у современных школьников стремительно снижается: всё больше детей пишут настолько неразборчиво, неаккуратно, что даже сами не могут прочитать свой написанный текст. Что за собой скрывает проблемный почерк – ответы в отдельном материале.

И одним из вариантов решения проблемы, как видят это сами ученики, становится печатный почерк. Более того, такую манеру письма поддерживают многие педагоги, ведь им намного удобнее и быстрее проверять работы детей.

Что делать, если у ребёнка печатный почерк

В статье поговорим, как обучение письму печатными буквами влияет на развитие детского мозга, а также о том, является ли печатный почерк нормой для учеников средней и старшей школы.

Для чего учить ребёнка писать печатные буквы?

В идеале обучение печатным буквам должно проходить в период первого знакомства ребёнка с алфавитом и на начальных этапах обучения чтению. В таком подходе есть немалая польза:

  • ребёнок запоминает зрительный образ печатной буквы, что ему обязательно потребуется для быстрого и осмысленного чтения в дальнейшем;
  • при письме печатными буквами формируется навык звуко-буквенного анализа слова, что позже положительного скажется на уровне письменной грамотности;
  • во время письма развиваются графомоторные навыки, то есть постепенно рука ребёнка готовится к письму. Добавим, что для детей-дошкольников одним из лучших упражнений для подготовки руки письму и формирования правильного захвата ручки/ карандаша является раскрашивание контурных картинок по методу графокоррекции.

Однако если у ребёнка в школе сохраняется манера письма печатными буквами или он целенаправленно отказывается от слитного написания слов, то это может говорить о ряде серьёзных проблем, в том числе о наличии дисграфии. Так, дети с дисграфией за счёт печатного почерка стараются решить следующие типичные проблемы:

  • замена гласных на другие буквы. Например, типичной ошибкой при дисграфии является написание слова «наябрь» вместо «ноябрь», а если ребёнок пишет печатными буквами, то вероятность совершения такой ошибки будет гораздо ниже;
  • смешение букв, похожих по начертанию. Прописные буквы ч-г, н-к, п-и и другие пары очень похожи по начертанию, в отличие от печатных;
  • смешение букв, которые практически одинаково звучат.

О чём ещё говорит печатный почерк?

Письмо – это очень сложный когнитивный, а не только моторный навык, как думают многие. Письмо представляет собой сложный комплекс последовательных движений и действий, где задействованы функции внимания, восприятия, зрительной и слухо-моторной памяти, а также активно работает система «мозг, глаза, рука».

Если же ребёнок продолжает писать печатными буквами, то у него могут снижаться способности к обучению, так как:

  • значительно уменьшается темп письма, в результате чего ребёнок часто не успевает за скоростью работы класса;
  • замедляется формирование новых нейронных связей, так как слитное письмо от руки намного эффективнее стимулирует мозг, а значит, в нём создаются более сложные нейронные связи;
  • физически гораздо сложнее заставить руку писать прописными буквами с соединениями, так как для этого требуется лучшая подвижность лучезапястного сустава. А благодаря слитному написанию у ребёнка формируются воля, усидчивость, терпение, которые крайне важны как для обучения в школе, так и в целом по жизни.

Печатный почерк у детей

Поэтому каким бы не был красивым печатный почерк, в школе ребёнку нужно обязательно учиться писать прописными буквами. Таким образом повышаются когнитивные способности, лучше развивается зрительно-моторная координация, быстрее формируются новые нейронные связи, приобретая более сложную структуру.

Что делать для развития аккуратного и красивого почерка? Ответы в этих материалах:

Приглашаем также присоединиться к онлайн-сообществу «Родительская Академия». В библиотеке клуба содержится множество полезных мастер-классов и видеолекций по оказанию самостоятельной помощи детям с трудностями в обучении, в том числе имеющим проблемы с освоением навыка чтения и письма.