Яндекс Метрика
Помарки и грязь в тетради: почему ребёнок пишет неаккуратно и постоянно исправляет текст
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Постоянные исправления и грязь в тетради. Что делать?

26.01.2023

Постоянная грязь в тетради, исправление ошибок, зачёркивание букв и целых слов – типичная ситуация при выполнении письменных работ у современных детей. Почему у школьников крайне небрежный и неаккуратный почерк, почему они допускают очень много помарок в тетради? Давайте разбираться.

Причины неаккуратного почерка

Ребёнок пишет так, как себя чувствует! Многие современные дети страдают от эмоционального неблагополучия, что отчётливо проявляется в почерке.

Тесная связь между почерком и эмоциональным состоянием человека, который выполняет письменную деятельность, обусловлена тем, что моторные движения руки управляются мозгом. А значит, они несут на себе отпечаток всех психических процессов, которые в нём протекают.

Почему в тетрадях школьников грязь и исправления?

Внешне ребёнок может казаться вполне спокойным и никак не проявлять своё психоэмоциональное неблагополучие. Однако качество почерка, наличие исправлений и грязи в тетради говорят сами за себя. Потому что это верный признак внутренней тревоги, нервозности, наличия каких-то других психоэмоциональных проблем.

Как понять по почерку, что у ребёнка есть проблемы в эмоциональном состоянии? 

Обратите внимание на следующие моменты:

  • прыгающие буквы и строчки, которые часто выходят за пределы строки;
  • буквы разного размера;
  • частый обвод букв;
  • исправления, резкие и частые перечёркивания написанного;
  • неразборчивый почерк, который просто невозможно прочитать;
  • грязь и помарки в тетради.

Как показывает опыт консультирования Центра Дислексии Татьяны Гогуадзе и анализ школьных трудностей у детей, основная причина неустойчивого психоэмоционального состояния – это детско-родительские отношения.

Да! Чаще всего родители сами провоцируют эмоциональное неблагополучие своих детей. Почему так происходит и что делать – ответы в отдельном материале.

Но у детей постоянная грязь в тетрадях не только из-за проблем психоэмоционального характера. Есть ещё ряд других существенных факторов, которые снижают качество почерка.

Моторная неловкость

Под этим термином понимается неточность выполнения целенаправленных движений. Другими словами, ребёнок не может взять под контроль своё тело и управлять своими движениями.

На письме моторная неловкость проявляется как диспраксия письма – это нарушение сферы произвольных движений, несмотря на отсутствие каких-либо патологий мышечного тонуса, параличей и других отклонений. Ребёнок из-за моторной неловкости часто даже не может нормально держать ручку, поэтому вполне естественно, что и почерк у него будет неаккуратным и неразборчивым.

Причина грязи в тетради - моторная неловкость

Важно понимать именно родителям, что моторная неловкость появляется у детей прежде всего из-за проблем в работе нервной системы. То есть опять же мы возвращаемся к теме психоэмоционального неблагополучия ребёнка.

Личностные особенности

Многие родители, да и учителя считают, что у ребёнка грязь в тетради и неаккуратный почерк, потому что он ленится и не старается. Но в действительности такие ситуации, скорее, исключение, чем правило.

У детей неразборчивый почерк и постоянные исправления в тетради не потому, что они ленятся, а потому что они просто не могут нормально писать.

Отсутствие силы воли как причина грязи в тетради

И причинами этого могут быть не только моторные трудности, но и низкий уровень развития:

Процесс письма – это произвольная психическая деятельность

И чтобы почерк был разборчивый, а в тетради не было грязи и исправлений, нужно постоянно преодолевать естественные физиологические трудности, которые сопровождают сам акт письма. Поэтому без волевых усилий, высокого уровня концентрации внимания, выносливости к монотонным действиям, навыка переключаемости сделать это просто невозможно!

Дополнительным фактором, который отрицательно сказывается на качестве почерка, является слабое развитие у детей лучезапястного сустава.

Из-за этого почерк теряет плавность, становится резким и неразборчивым. Вполне вероятно, что ребёнку даже больно писать, так как слабая подвижность запястья не позволяет кисти нормально двигаться по листу бумаги. Естественно, что в таком случае ребёнок не будет задумываться о красоте почерка – ему бы просто быстрее написать, чтобы рука перестала болеть.

Как помочь ребёнку?

Первое, что нужно сделать, – понять истинные причины не только проблем с почерком, но и в целом с эмоциональным отношением ребёнка к учёбе. То есть необходимо узнать и оценить текущее его функциональное состояние, понять, что ему мешает учиться.

В Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе для этого есть онлайн-диагностика, которая точно покажет:

  • текущее психологическое состояние ребёнка, в том числе подсознательные причины, почему он не старается и не прикладывает усилия;
  • функциональную доминацию в работе полушарий мозга. Потому что у многих современных школьников именно выраженная рассогласованность в работе полушарий мозга является причиной трудностей в учёбе, в том числе и проблем с почерком.

Онлайн-диагностика предполагает и анализ школьных письменных работ ребёнка с целью выяснения причин грязи в тетради, исправлений, неровного и неаккуратного почерка.

Онлайн-диагностика - ключ к решению проблем с почерком

По итогу консультации родителям предоставляются рекомендации по улучшению детско-родительских отношений, обучению и воспитанию ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей. Также даются пояснения, какие упражнения нужно делать ребёнку для решения его проблем и от каких видов деятельности желательно отказаться, чтобы быстро исправить ситуацию с учёбой.

Что можно делать самостоятельно?

Но даже без прохождения онлайн-диагностики родители могут самостоятельно начать оказывать помощь своему ребёнку для решения его проблем с обучением, в том числе почерком.

Метод Татьяны Гогуадзе: грязь в тетради уходит за 14 дней

Для этого нужно:

  • изменить свой родительский подходы к воспитанию и обучению ребёнка. Иначе улучшить его психоэмоциональное состояние вряд ли получится, а значит, проблемы с почерком будут сохраняться;
  • регулярно выполнять упражнения, которые одновременно помогают решить психоэмоциональные проблемы, обеспечивают правильную стимуляцию работы мозга и укрепляют физическое тело ребёнка. О пользе и видах психофизических упражнений более подробно написано здесь;
  • развивать подвижность лучезапястного сустава. Для этого рекомендуется выполнять графокоррекцию, использовать специальные массажёры для коррекции почерка, которые укрепляют кисти рук и снимают мышечный тонус.

Решение проблем с почерком, в том числе его улучшение и избавление от грязи в тетради, возможно в любом возрасте. Даже у старшеклассников для коррекции почерка требуется всего 10-14 дней!

Зависимость от гаджетов и качество почерка
Основные техники и упражнения для самостоятельной коррекции почерка вы можете освоить благодаря мини-практикуму «Исправление почерка без прописей», который разработан Татьяной Гогуадзе и рекомендован школьникам всех возрастов.

Ребёнок пишет так, как он себя чувствует

Сегодня именно родителям важно осознать, что неаккуратный почерк, грязь в тетради – это проблемы, которые обязательно нужно решать, ведь они во многом связаны с психоэмоциональной нестабильностью ребёнка. Потому что если их не решать, то психическое здоровье ребёнка будет только ухудшаться, а вместе с ним появляться и всё новые трудности, в том числе в обучении. Рекомендуем начать с онлайн-диагностики.