Яндекс Метрика
В чем польза каллиграфии для детей, помогает ли каллиграфия улучшить почерк и начать писать быстрее
Информационно-образовательный портал о дислексии и для дислексиков Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе
Москва
Бауманская г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
г. Москва, ул. Большая Почтовая 36 стр. 1, офис №22
Авторский метод Татьяны Гогуадзе
30 лет успешной практики
помощи семьям детей с дислексией

Каллиграфия – есть ли польза для детей с трудностями в обучении?

31.01.2023

У ребёнка неразборчивый и неаккуратный почерк, в тетради постоянно грязь, прыгают строчки? Одним из решений проблемы считается каллиграфия. Поэтому сейчас так много различных курсов каллиграфии для детей, а в интернете можно найти сотни бесплатных упражнений для самостоятельной тренировки и даже можно заниматься онлайн.

В статье разберёмся, в чём польза каллиграфии для детей с трудностями в обучении и помогает ли она на самом деле решить проблемы с почерком.

Что такое каллиграфия?

Каллиграфия для детей - есть ли польза?

С греческого термин переводится как «красивое письмо». Каллиграфия считается одной из отраслей изобразительного искусства, её часто называют искусством красивого письма. Действительно, каллиграфический почерк выглядит очень эстетично, красиво и даже экспрессивно.

Мы не будем разбирать виды каллиграфии и инструменты, которые нужны для работы. Обратимся только к основным принципам этого вида искусства и попробуем понять, что дают занятия по каллиграфии для детей.

Настоящие мастера в каллиграфии пользуются перьями и чернилами, но все дети начинают с обыкновенных карандашей. Это, кстати, один из основных моментов, почему родители записывают детей на курсы каллиграфии.

Польза каллиграфии

Да, действительно, занятия этим видом искусства позволяют улучшить почерк у детей без проблем с саморегуляцией и базовых моторных трудностей.

Ребёнок без трудностей в обучении и желающий улучшить своё качество письма будет старательно выводить все буквы и их соединения. У таких детей после уроков каллиграфии действительно почерк становится более красивым и ровным.

Обучение каллиграфии детей

Польза каллиграфии для детей без дисграфии и дислексии заключается ещё и в том, что она помогает развить:

  • дисциплинированность и ответственность;
  • зрительно-моторную координацию, так как глаза учатся контролировать, что пишет рука;
  • настойчивость и устойчивость к монотонной и статической нагрузке.

Однако есть ряд факторов, из-за которых обучение каллиграфии детей с трудностями в обучении, дислексией и дисграфией может только ухудшить ситуацию с обучением.

Что не так с каллиграфией?

Ключевой недостаток этого метода улучшения качества почерка – отсутствие скорости письма. Дети, которые длительное время занимаются каллиграфией, обычно начинают не успевать за темпом работы в классе. Потому что в классе при выполнении письменных заданий требуется писать, а не рисовать.

На занятиях по каллиграфии учат медленно выводить каждую букву и следить за каждым своим движением. Но в школе нужно писать быстро и разборчиво. Как результат – письмо разваливается, дети просто возвращаются к своему предыдущему почерку или он становится даже ещё хуже.

Почему так происходит?

Потому что каллиграфия – это искусство, рисование букв и соединений, а не письмо. Для того чтобы ребёнок быстро и разборчиво писал от руки требуется сформировать у него свободную динамику письма от руки.

А для этого необходимо первоначально решить следующие проблемы:

  • снять моторные трудности, потому что они как раз и являются одной из причин неаккуратного и неразборчивого почерка;
  • повысить подвижность лучезапястного сустава. Очень часто именно из-за зажимов в этом суставе, нарушенного тонуса мышц пишущей руки ребёнку не удаётся выводить ровные строчки на письме;
  • улучшить психоэмоциональное отношение к письму. Почерк – это отражение нашей нервной системы, поэтому ребёнок пишет так, как себя чувствует.

Занятия каллиграфией не помогают устранить эти трудности. Более того, они могут даже ухудшить психоэмоциональное состояние ребёнка, потому что каллиграфия – это творческое занятие, которое в большей степени стимулирует работу правого полушария.

Скоропись требуется сформировать для того, чтобы ребёнок успевал писать за темпом в классе, а каллиграфия изначально предполагает писать размеренно, без суеты.

И требуется ещё одно условие. Для решения проблем с качеством письма в классе нужно, чтобы доминировало левое полушарие мозга. Сегодня рассогласованность в работе полушарий мозга всё чаще становится основной причиной проблем с почерком и письмом у детей, потому что дети школьного возраста продолжают активно посещать занятия, которые провоцируют активность правого полушария, к которым относятся и уроки каллиграфии.

Потерянное время!

Да, ещё одним недостатком каллиграфии можно назвать временной фактор. Чтобы добиться какого-то видимого изменения почерка, необходимо минимум несколько месяцев. Именно это и отмечают родители детей, которые ходили на каллиграфию для решения проблем с почерком, что они потеряли очень много времени!

Вот почему даже самые сильные курсы каллиграфии для детей не позволяют преодолевать рассогласованность в работе полушарий мозга и более того, могут только спровоцировать её у ребенка, который имеет моторные трудности и трудности саморегуляции.

Как можно улучшить почерк в короткие сроки?

Для коррекции почерка, улучшения манеры письма и повышения его скорости в Центре Дислексии Татьяны Гогуадзе полностью исключены уроки каллиграфии или занятия в прописях.

Графокоррекция более полезна, чем каллиграфия для детей

Базовая методика, которая подходит и для учеников начальной школы, и старшеклассников, – графокоррекция. Уже через 10-14 дней регулярных занятий можно не только улучшить почерк, сделав его более аккуратным и ровным, но также:

  • повысить скорость письма;
  • сделать выше уровень грамотности, так как ребёнок учится видеть ошибкоопасные места;
  • преодолеть моторные трудности;
  • улучшить своё психоэмоциональное состояние.

Графокоррекция помогает улучшить почерк

За счёт чего это происходит? 

Графокоррекция – это психофизическое упражнение, в отличие от каллиграфии. А психофизические упражнения активизируют функциональные возможности организма, повышают работоспособность и уровень согласованности в работе полушарий мозга, положительно сказываются на здоровье.

Рекомендуем также к изучению и освоению мини-практикум «Исправление почерка без прописей», где представлены практические рекомендации и упражнения по самостоятельному решению проблем с почерком.

Графокоррекция - больше пользы для детей, чем от каллиграфии

Конечно, это не означает, что каллиграфия не несёт никакой пользы ребёнку. Однако, прежде чем записывать ребёнка на курсы каллиграфии, нужно чётко понимать, какие причины ему мешают быстро и разборчиво писать.

Центр Дислексии Татьяны Гогуадзе помогает разобраться в истинных причинах трудностей с обучением у ребёнка и выстроить индивидуальную траекторию решения проблем с учётом его текущего функционального состояния и его личностных природных особенностей.

Записывайтесь на онлайн-диагностику – и мы обязательно вам поможем!